Дело № 2-242/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> 27 июня 2011 года Холмогорский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Костроминой Г.А. при секретаре Тарасовой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Казымова К.Ф. оглы к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации, у с т а н о в и л: Казымов К.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту - Пенсионный фонд РФ) о признании права на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации. В обоснование иска указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ осужден по приговору Ломоносовским районным судом <адрес>, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в местах лишения свободы. До осуждения постоянно проживал с 1998 года в <адрес>, имел регистрацию по месту жительства; ДД.ММ.ГГГГ получил вид на жительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Продлить срок действия вида на жительство не смог из-за осуждения. Поскольку достиг пенсионного возраста, считает, что имеет право на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации. В суд истец Казымов К.Ф. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, отбывает наказание в ФБУ ИК-<адрес>, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.38). Представитель ответчика по доверенности Титова А.Н. иск не признала, пояснив при этом, что согласно Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии, если они имеют вид на жительство. У Казымова К.Ф. вид на жительство закончился в декабре 2005 года, который было необходимо продлить, обратившись в орган Федеральной миграционной службы по месту проживания не позднее чем за 6 месяцев до истечения его срока, поэтому требования считает необоснованными. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица по доверенности - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>» маслова Р.Л., исковые требования поддержала. В соответствии со ст. 167 п.5 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав объяснения представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, право на социальное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение, гарантируется в Российской Федерации каждому человеку - вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, то есть иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом. В частях 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляется право граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также нетрудоспособных членов их семей на трудовую пенсию при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данные нормы направлены на реализацию права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение и, соответственно, не могут рассматриваться как ограничивающие право иностранных граждан на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую и государственную пенсии наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии лицам без гражданства является постоянное проживание на территории Российской Федерации. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство - документ, выданный гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерации. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. В соответствии со ст. 21 указанного выше Федерального закона от 25.07.2002г., иностранные граждане и лица без гражданства обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства, который осуществляет контроль за проживанием данных лиц. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан, за исключением посещений территорий организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с Федеральными законами требуется специальное разрешение. В соответствии с Указом Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». Контроль за соблюдением гражданами и должными лицами Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации осуществляется Федеральной миграционной службой. Пунктом 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. № 6/19а, закреплена норма, что в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранного гражданина, вид на жительство лица без гражданства, выданный органом внутренних дел Российской Федерации. Законность возложения на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии, как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации, проверялась в Верховном суде Российской Федерации. Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 18.09.2003г. № КАС03-407, данное требование признано соответствующим законодательству Российской Федерации и отмечено, что получение вида на жительство как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона. Согласно ст. 98 ч.2 УИК РФ, осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Правилами выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принятыми Постановлением Пенсионным Фондом Российской Федерации №15п, Минтруда РФ № 18 от 16.02.2004г., осужденные к лишению свободы имеют право на получение пенсии по месту нахождения исправительного учреждения. Письмом Главного Управления исполнения наказаний МВД РФ от 6.11.1997г. № 18/13-204 предусмотрен Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, в соответствии с которым оформление документов для выплаты, назначения пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с Порядком назначения и выплаты пенсий осужденным, который применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Из указанных норм закона следует, что пенсия в Российской Федерации устанавливается иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, и право на нее для указанных граждан в соответствии с указанным выше Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтверждается видом на жительство, выданный органами внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с приговором Ломоносовского районного суда <адрес>, Казымов К.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> <адрес> осужден ДД.ММ.ГГГГ по ст.105 ч.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима (л.д.9-10). Согласно справке Федерального бюджетного учреждения исправительная колония № УФСИН России по <адрес>, Казымов К.Ф. отбывает наказание в ИК №; начало срока ДД.ММ.ГГГГ; конец срока - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). В соответствии материалам дела, Казымову К.Ф. вид на жительство выдан на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15). Согласно справке Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, Казымов К.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, состоит на миграционном учете по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес>. Ранее состоял на миграционном учете - по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <адрес>; по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <адрес>. Получил вид на жительство ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о продлении срока действия вида на жительство в установленные законом сроки не обращался (л.д.33-34). В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица, Казымов К.Ф.зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-43). В силу своего статуса иностранные граждане и лица без гражданства при наличии у них вида на жительство имеют постоянное место жительства, в связи с чем, только назначение им пенсии связано с обращением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, в отличие от граждан Российской Федерации, которые могут не иметь места жительства и пребывания, подтвержденных регистрацией, и которые вправе обращаться с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган по месту своего фактического проживания или непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку истец Казымов К.Ф. является лицом без гражданства, проживал на территории Российской Федерации на основании вида на жительства, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ; с заявлением о продлении срока действия вида на жительство в органы миграционной службы не обращался, оснований для признания за ним права на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации, не имеется, поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать. Суд считает несостоятельными доводы истца о приобретении им права на пенсию на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, поскольку сам Федеральный закон «О гражданстве в Российской Федерации» без каких-либо изъятий факт постоянного проживания на территории Российской Федерации для лиц без гражданства при приобретении ими права на пенсию связывает с приобретением вида на жительство. Установление различных условий назначения трудовых пенсий для граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, не означает, что Казымов К.Ф., как лицо отбывающее наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации, лишен права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Казымову К.Ф. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на назначение трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес> областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме. С у д ь я: Г.А. Костромина Мотивированное решение вынесено 4 июля 2011 года.