о принятии на учет бесхозяйных энергетических объектов



Дело № 2-317/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года

                                                                                             с. Холмогоры

      Холмогорский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании 19-22 августа 2011 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Холмогорского района <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зачачьевское» о возложении обязанности обратиться в Управление Россреестра по <адрес> и <адрес> с заявлением о принятии на учет бесхозяйных энергетических объектов,

установил:

      Заместитель прокурора Холмогорского района <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зачачьевское» (далее - администрация МО «Зачачьевское») о возложении обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке бесхозяйных энергетических объектов на учет.

       В обоснование своих требований заместитель прокурора указывает на то, что на территории муниципального образования «Зачачьевское» расположены объекты электроэнергетики:

1) КТП-16- пос. Почтовое, мощностью 160 кВа, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию с мощностью 160 киловатт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии - населению <адрес>;

2)КТП-100 пос. Почтовое, мощностью 100 кВа, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию с мощностью 100 киловатт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии - населению <адрес>;

3) ВЛ-04 кВ пос. Почтовое, протяженностью 7,8 км, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой воздушную линию, напряженностью 400 вольт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению <адрес>;

4) ВЛ-10 кВ пос. Почтовое, протяженностью 2,8 км, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>., <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой воздушную линию с классом напряжения 10 киловольт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению <адрес>.

     Данные объекты являются бесхозяйными. В силу ст.225 Гражданского кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Администрация МО «Зачачьевское» на момент проведения проверки, в Управление Росреестра по <адрес> и <адрес> о постановке на учет указанного имущества не обращалась. Пунктами 4 и 8 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Отсутствие собственника названных объектов энергетики нарушает требования ч.1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики которого являются обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

       Представитель заместителя прокурора - старший помощник прокурора Холмогорского района <адрес> Стащенко Т.В. от исковых требований в части возложения обязанности на ответчика обратиться в Управление Росреестра по <адрес> и <адрес> с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - ВЛ-10 кВ пос. Почтовое, протяженностью 2,8 км, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, отказалась, в связи с чем, судом вынесено определение о прекращении дела в данной части; остальные требования заявления поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном заявлении.

       Представитель администрации муниципального образования «Зачачьевское» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного отзыва с иском не согласен, указывая на то обстоятельство, что ВЛ-10 кВ часть линии протяженность 1,0 км расположена на территории Виноградовского района, где также находится разъединительная ячейка. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах муниципального района электроснабжения поселений относится также к вопросам местного значения МО «Холмогорский муниципальный район», поэтому район обладает таким же правом на обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - объектов энергетики; ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и её качество несут также Холмогорские электросети. Кроме того, изготовление документации на спорные объекты повлечет необоснованные расходы (л.д.47).

       Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северное управление Ростехнадзора) - в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменного отзыва просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает (л.д.45).

         Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» в лице производственного отделения «Архангельские электрические сети» - в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает (л.д.50-53).

        В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

        Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные суду письменные материалы, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        Таким образом, заявление заместителя прокурора Холмогорского района <адрес> подлежит рассмотрению в суде.

        В силу абз.2 п.2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

        Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии и единая система оперативно-диспетчерского управления.

        В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона, единая национальная (общероссийская) электрическая сеть - это комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

         Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части: права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров; использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы.

       Порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой (общероссийской) электрической сети, а также критерии отнесения определены Правительством Российской Федерации - Постановлением Правительства РФ от 28.10.2003г. № 648 «Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» и Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 41 «О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети». Включение объекта в реестр осуществляется Приказом Минпромэнерго Российской Федерации.

       Если организация использует в своей деятельности объекты, не включенные в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую (общероссийскую) электрическую сеть, то она является территориальной сетевой организацией.      

        В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона, к объектам электросетевого хозяйства относится оборудование, задействованное в процессе передачи электрической энергии: электрические сети; линии электропередач; трансформаторные подстанции; распределительные подстанции; иное оборудование.

        К объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую (общероссийскую) электрическую сеть, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 41 могут быть отнесены: линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше; линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт; линии электропередачи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации; линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт и вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения; трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи, а также технологическое оборудование на этих подстанциях, за исключением распределительных устройств электрических станций, входящих в имущественный комплекс генерирующих устройств; оборудование распределительных устройств напряжением 110 (150) киловольт и связанное с ним вспомогательное оборудование на трансформаторных и иных подстанциях, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт, обеспечивающие транзитные перетоки электрической энергии по линиям электропередачи напряжением 110 (150) киловольт; комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства; системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.

        В соответствии с п.1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 8.07.2002г. № 204, под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных лини электропередачи, работающих на определенной территории.

       В соответствии с п.4.2.6 Правил устройства электроустановок (раздел 4), утвержденных Приказом Минэнерго РФ 20.06.2003г. № 242 (далее - Правила), под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.

        В соответствии с п.2.4.2 Правил, воздушная линии (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ - это устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.

       Таким образом, электрическая сеть включает в себя всю технологическую цепочку, задействованную в процессе передачи электрической энергии.     

       Из указанных выше норм закона следует, что объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к единой (общероссийской) электрической сети, должны принадлежать субъектам электроэнергетики на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании и обеспечивать устойчивое снабжение электрической энергией потребителей.

       Согласно ст.3 указанного выше Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ, под субъектами электроэнергетики понимаются все лица, осуществляющие деятельность на различных этапах единой технологической и организационной цепи по производству, передаче и реализации электрической энергии.

         Таким образом, указанный выше Федеральный закон »Об электроэнергетике» не предусматривает оснований и порядка приобретения права собственности, поскольку они устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

          Из объяснений В., работающего начальником Холмогорского РЭС производственного отделения «Архангельские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» следует, что объекты, расположенные на территории муниципального образования «Зачачьевское»: КТП-160, КТП-100, представляющие собой комплектные трансформаторные подстанции с мощностью 160 киловатт и 100 киловатт соответственно; ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 7,8 километров, являются объектами электросетевого хозяйства, относящиеся к единой (общероссийской) электрической сети, являются имуществом бесхозяйным на территории Холмогорского района, находятся на территории МО «Зачачьевское» в границах поселения.

         В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

         Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.        

         Согласно п.п.2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества; на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались; принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

        В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Пункт 4 ч.1 ст. 15 названного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относит организацию электроснабжения и газоснабжения поселений.

        Статьей 7 п.1 п.п.4, 8, 23 Устава муниципального образования «Зачачьевское», принятого решением Совета депутатов №11 от 17 ноября 2005 года, предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования «Зачачьевское» относится организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.23-24).            

          Судом установлено, что в административных границах муниципального образования «Зачачьевское» расположены следующие объекты электроэнергетики:

1) КТП-16- пос. Почтовое, мощностью 160 кВа, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию с мощностью 160 киловатт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии - населению <адрес>;

2)КТП-100 пос. Почтовое, мощностью 100 кВа, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию с мощностью 100 киловатт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии - населению <адрес>;

3) ВЛ-04 кВ пос. Почтовое, протяженностью 7,8 км, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>. <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой воздушную линию, напряженностью 400 вольт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>. Данный объект обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению <адрес>.

         Содержанием указанных объектов электросетевого хозяйства никто не занимается; правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют; собственник данных энергетических объектов не известен; на балансе у сельского поселения не числятся, в реестр муниципального имущества не внесены.     

        Поскольку данные объекты расположены в административных границах муниципального образования «Зачачьевское», Холмогорского района <адрес>, орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Зачачьевское», является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке бесхозяйного имущества на учет, действующим законодательством на органы муниципальной власти возложена обязанность по решению вопросов электроснабжения, следовательно, суд полагает, что в целях возложенных на него обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет, с целью обеспечения и принятия соответствующих мер по поддержанию в технически исправном и безопасном состоянии, с целью исключения последствий причинения существенного вреда жизни, здоровью и имуществу населения, окружающей среде в результате разрушения, либо возникновение иной чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, подача органом местного самоуправления в Росреестр заявления о принятии на учет недвижимого объекта электросетевого хозяйства не влечет возложения на этот орган обязанностей по эксплуатации этого имущества. Кроме того органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве сетевых организаций, обладающих специальным правовым режимом профессиональных субъектов электроэнергетики и поэтому, в случае постановки на учет по заявлению органа местного самоуправления бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, эксплуатируемых сетевой организацией, этот орган обязан передать по договору указанные объекты в управление сетевой организации.

          Следовательно, требования заместителя прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Зачачьевское» об обращении по постановке указанных выше объектов электросетевого хозяйства на учет в Управление Россреестра подлежат удовлетворению.

         Бесхозяйное недвижимое имущество должно быть постановлено на учет в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку для постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет необходимо изготовить техническую документацию на недвижимое имущество, а также изыскать денежные средства, отсутствие которых не является основанием для отказа в иске, поэтому требуемый прокурором срок суд считает реальным.                 

          На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Иск заместителя прокурора Холмогорского района <адрес> удовлетворить.

         Возложить на администрацию муниципального образования «Зачачьевское» обязанность в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление Россреестра по <адрес> и <адрес> <адрес> с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - объектов электросетевого хозяйства:

1) КТП-16- пос. Почтовое, мощностью 160 кВа, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию с мощностью 160 киловатт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>;

2)КТП-100 пос. Почтовое, мощностью 100 кВа, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>. <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию с мощностью 100 киловатт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>;

3) ВЛ-04 кВ пос. Почтовое, протяженностью 7,8 км, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; является объектом энергетики, представляет собой воздушную линию, напряженностью 400 вольт, находящуюся на территории МО «Зачачьевское», находящуюся на территории МО «Зачачьевское», с ориентиром - <адрес>.

           Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено 23 августа 2011 года.