Дело № 2-369/2011 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е Холмогорский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.А. Лощевской, секретаря судебных заседаний Шатовой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> <адрес> 07 октября 2011 года, Гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по проведению мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора <адрес> обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по проведению мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями. В обоснование заявленного требования указали, что прокуратурой района проведена проверка. В ходе проверочных мероприятий установлено, что действующие канализационные очистные сооружения села <адрес> расположены на расстоянии 1,3 км от села <адрес> в северо-западном направлении на правом берегу безымянного ручья, впадающего в реку Курополка, которая в свою очередь впадает в реку Северная Двина. Износ существующих канализационных сооружений села <адрес> не позволяет надлежащим образом осуществлять очистку сточных вод, а непринятие мер со стороны ответчиков по реконструкции канализационных очистных сооружений <адрес> приводят к сбросу недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, что в свою очередь приводит к негативному воздействию на водные биологические ресурсы, нарушает благоприятную экологическую обстановку речного бассейна Северной Двины и как следствие нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, использующих указанные водные объекты, на благоприятную окружающую среду, что недопустимо и требует принятия мер прокурорского реагирования. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Матигоров И.Г. отказался от заявленных требований к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по проведению мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями. Судом отказ помощника прокурора <адрес> Матигорова И.Г. от заявленных требований в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по проведению мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями принят, производство по делу в данной части иска прекращено. На требованиях об обязании администрацию МО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями настаивает. Представитель ответчика МО «<данные изъяты>» заместитель главы МО -Рынцев В.Г. с исковыми требованиями согласились, т.к. полагают. Что требования заявлены обоснованно. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд установил. В ходе проверочных мероприятий, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что действующие канализационные очистные сооружения села <адрес> расположены на расстоянии 1,3 км от села <адрес> в северо-западном направлении на правом берегу безымянного ручья, впадающего в реку Курополка, которая в свою очередь впадает в реку Северная Двина. Действующие канализационные очистные сооружения с <адрес> включают в себя: - Станцию биологической очистки, которая введена в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 64,7 %. - Здание решеток дробления, которое введено в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 64,7 %. - Навес над комплексом установок, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 64,8 %. - Дренажно-насосную станцию, которая введена в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 51,8 %. - Канализационно-насосную станцию, которая введена в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 51,8 %. - Гидротехническое сооружение, которое введено в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 92,8 %. - Колодец насыщения, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 43,6 %. - Русловый выпуск, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 100 %. - Напорный канализационный коллектор, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 60,9 %. - Напорный канализационный коллектор, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 60,9 %. - Контактный резервуар, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 58,3 %. - КНС, которая введена в эксплуатацию в 1978 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 68,6 %. - Канализационные сети 348,9 м, которые введены в эксплуатацию в 1983 году. По состоянию на 1 января 2011 года их износ составил 93,5 %. - Технологический трубопровод, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 100 %. - Тепловые сети, которые введены в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года их износ составил 100 %. - Наружный водопровод, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 43,8 %. - Наружный водопровод, который введен в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 43,8 %. - Наружное освещение, которое введено в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 77,6 %. - Электроснабжение, которое введено в эксплуатацию в 1985 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 100 %. - Ливневую канализацию 535 м, которая введена в эксплуатацию в 1992 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 100 %. - Канализационные сети ГПЗ, которые введены в эксплуатацию в 1988 году. По состоянию на 1 января 2011 года их износ составил 75 %. - Насос СМ-80-50 КНС п/з, который введен в эксплуатацию в 1998 году. По состоянию на 1 января 2011 года его износ составил 100 %. - Установку АУН-2 535 м, которая введена в эксплуатацию в 1988 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 100 %. - Лодку Прогресс, которая введена в эксплуатацию в 1987 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 100 %. - Воздуходувку, которая введена в эксплуатацию в 2010 году. По состоянию на 1 января 2011 года ее износ составил 9,5 %. Указанное подтверждается приложением №1 к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 52-57). Эксплуатацию указанных очистных сооружений осуществляет ООО «<данные изъяты>». Собственником указанных очистных сооружений является ОАО «<данные изъяты>» Таким образом, износ существующих канализационных сооружений села <адрес> не позволяет надлежащим образом осуществлять очистку сточных вод, что подтверждается протоколами количественного химического анализа, составленными в рамках производственного экологического контроля, осуществляемого ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» №№ А-8, АВ-081-1, АВ-197/01, АВ-377/01, АВ-051/01, АВ-141/01 от 05.02.2010, 07.05.2010, 20.08.2010, 17.12.2010, 12.04.2011, 29.06.2011 соответственно, а также расчетами суммы платы по объекту негативного воздействия (канализационных очистных сооружений) с 1 января 2010 года по 1 июля 2011 года и ответом Главы администрации МО «<данные изъяты>» № 2930 от 25.08.2011 г. (л.д.20) на требование о предоставлении информации. В соответствие с подпунктом 9 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопроса местного значения муниципального района, по заказу администрации МО «<данные изъяты>» разработан проект строительства второй очереди канализационных очистных сооружений и напорного коллектора в селе <адрес> производительностью 1200 м. куб./сутки. Указанный проект прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение. Однако его реализация не проводится ввиду того, что в бюджете района отсутствуют средства на его реализацию. Вместе с тем, в соответствии с пунктом «е» части 1 положительного заключения государственной экспертизы источником финансирования указанных мероприятий является - муниципальный бюджет района. С учетом изложенного, непринятие мер со стороны ответчиков по реконструкции канализационных очистных сооружений <адрес> приводят к сбросу недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, а именно в безымянный ручей, впадающий в реку Курополка, впадающую в реку Северная Двина, что в свою очередь приводит к негативному воздействию на водные биологические ресурсы, нарушает благоприятную экологическую обстановку речного бассейна Северной Двины и как следствие нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, использующих указанные водные объекты, на благоприятную окружающую среду. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения районов относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Из положений ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ) основным принципом водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 42 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Из положений ч. 1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. В целях реализации положений Водного кодекса РФ, других законодательных и нормативных актов в области природопользования и охраны окружающей среды, а также необходимости совершенствования деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства с учетом новых экономических отношений Госстроем России издан Приказ от 30.12.1999 № 168 «Об утверждении «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации». В соответствии с п. 3.3.1. указанных Правил основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются: обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами. Из положений п. 3.3.2. указанных Правил следует, что законченные строительством (реконструированные) и подлежащие приемке в эксплуатацию сооружения должны быть выполнены по утвержденному проекту с соблюдением требований, действующих нормативных документов. Оценив представленные доказательства в их совокупности на основании установленных данных, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора <адрес> к администрации МО «<данные изъяты>» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга. Согласно статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу статья 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствие со статьей 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей В силу ч.4 статьи 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требований заместителя прокурора <адрес> к администрации МО «<данные изъяты>» об обязании провести мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями удовлетворить. Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений села <адрес>, путем строительства канализационных очистных сооружений второй очереди, с целью приведения их в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями. Решение может быть обжаловано в <адрес> районный суд в течение 10 дней. Судья Е.А. Лощевская