об обязании получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам



Дело № 2-451/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Холмогоры

8 декабря 2011 года

      Холмогорский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 8 декабря 2011 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обратиться в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек,

установил:

      Заместитель прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обратиться в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

       В обоснование требований указывает, что муниципальным образовательным учреждением «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа», в нарушение ст. 12 ч.1 п.24 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляет без лицензии деятельность по перевозке школьников на автобусах по маршрутам № 14 (Ракула-Ульяново-Зеленый Городок-Брин-Наволок), протяженностью 46 километров и № 15 (Брин-Наволок-Палово), протяженностью 30 километров.

     Согласно ч.1 ст. 2 указанного Федерального закона, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

     Подпунктами 2.3., 5.18-5.23 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2, установлены повышенные требования к деятельности, связанной с осуществлением перевозок детей автобусами.

     В соответствии с ч.1 ст. 51, п.3 ч.3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и несет ответственность за их жизнь и здоровье во время образовательного процесса.

     В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Хильченко А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив суду, что отсутствие у образовательного учреждения соответствующей лицензии может повлечь невыполнение им всех необходимых требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек и, как следствие, создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - учащихся данного учреждения.      

     Представитель ответчика - муниципального образовательного учреждения «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области (далее - МОУ «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа») по доверенности Иванченкова Т.А. с требованиями прокурора согласна, вместе с тем указывая на то обстоятельство, что школа занимается учебно-образовательной деятельностью и не имеет надлежащей материально-технической базы, позволяющей осуществлять техническое обслуживание и ремонт имеющихся автобусов, штатное расписание школы не предусматривает наличие работников необходимой квалификации, которые будут нести ответственность за техническое состояние транспортных средств и выпуск их на линию, а также необходимого помещения для стоянки автобусов.

        Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск, который может быть принят судом, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

        Действительно, в соответствии с п. 24 ч.1 ст.112 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

       Согласно с ч.1 ст. 2 данного Федерального закона, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

     Подпунктами 2.3, 5.18-5.23 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2, установлены повышенные требования к деятельности, связанной с осуществлением перевозок детей автобусами.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

     Таким образом, лицензирование деятельности, связанной с перевозками детей автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, является обязательным.

     В соответствии с ч.1 ст. 51, п.3 ч.3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и несет ответственность за их жизнь и здоровье во время образовательного процесса.

     Как установлено в судебном заседании и не отрицается представителем ответчика, образовательное учреждение имеет на праве оперативного управления автомобильный транспорт, оборудованный для осуществления перевозок пассажиров более 8 человек: автобус <данные изъяты>, приобретенный в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году и автобус <данные изъяты> приобретенный в 2011 году, которые используются для осуществления регулярных перевозок школьников по маршрутам № 14 - Ракула-Ульяново-Зеленый Городок-Брин-Наволок, протяженностью 46 километров и № 15 - Брин-Наволок-Палово, протяженностью 30 километров. Деятельность по перевозке детей образовательным учреждением осуществляется без соответствующей лицензии.

      При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии признания требований прокурора представителем ответчика, которое не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и об удовлетворении заявленных требований, поскольку лицензирование деятельности, связанной с перевозкой детей автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является обязательным. Отсутствие у образовательного учреждения соответствующей лицензии может повлечь невыполнение им всех необходимых требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью неопределенного круга лиц - учащихся школы.

       Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как видно из заявления, заместитель прокурора обратился с требованиями о возложении обязанности на администрацию муниципального образовательного учреждения обратиться в соответствующий орган с заявлением о получении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров, ссылаясь на нарушения требований федерального законодательства, которые были выявлены в ходе проверки.

Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

       При определении срока исполнения возлагаемой на ответчика обязанности, суд учитывает мнение сторон и объективную необходимость выполнения работ, связанных с получением соответствующей лицензии, для чего понадобится определенное время и, поэтому, с учетом объема предстоящих работ, суд считает требуемый прокурором срок разумным.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Иск заместителя прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворить.

       Обязать муниципальное образовательное учреждение «Брин-Наволоцкая средняя образовательная школа» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года №637.

        Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области.

       С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено 9 декабря 2011 года.