Морозов к УПФ РФ удовлетворено.



Дело № 2-276/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года                                                                                      с. Холмогоры

17 октября 2011 года решение изготовлено в окончательной форме

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доронина А.В., с участием истца Морозова А.Р., представителя ответчика Титовой А.Н., при секретаре Аншуковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры Холмогорского района Архангельской области гражданское дело по иску Морозова А.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области о признании права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

истец Морозов А.Р. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области (далее ГУ-УПФ РФ в Холмогорском районе) о признании права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Свои требования обосновывает тем, что в марте 1990 года, когда он работал в <адрес> в должности старшего охотоведа по <адрес>, находился в служебной командировке в г. Мезень, для проведения в Мезенском и Лешуконском районах авиаучета лося и дикого северного оленя. Издавался приказ о направлении его в командировку, выдавалось командировочное удостоверение, оплачивались командировочные расходы, проживание в гостинице. Однако документов, подтверждающих факт направления и нахождения его в командировке, не сохранилось.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал на основаниях, изложенных в исковом заявлении, и дополнительно пояснил, что в командировку в г. Мезень он выезжал примерно в период с 5 по 17 марта 1990 года, что подтверждается в частности отчетом о численности лосей в таёжной зоне Архангельской области по данным авиаучета в 1990 году. В месте с ним в составе учетной группы находились и другие охотоведы, в частности ФИО4, ФИО5, ФИО6 Работы по учету животных курировала ФИО7     

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала и пояснила, что истец не представил документов, подтверждающих его нахождение в командировке в районе Крайнего Севера, а действующее законодательство не предусматривает установление специального трудового стажа на основании свидетельских показаний.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), 29 сентября 2010 года он обратился в ГУ-УПФ РФ в Холмогорском районе с заявлением об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера, однако 14 октября 2010 года ему отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в виду отсутствия документального подтверждения нахождения в командировке в районе Крайнего Севера (л.д.7).

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон). Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

В связи с реализацией Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

Так, в соответствии с п.7 ст.14 Закона (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рубля в месяц.

В силу п.11 ст.14 Закона (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц.

Согласно абз.2 п.7 ст.14 Закона (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ) лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях) при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера. При этом период работы в районе Крайнего Севера данной нормой не установлен, поэтому основным условием исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является работа, осуществлявшаяся непосредственно в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник вступил в соответствующие правоотношения.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из представленной копии трудовой книжки следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> (л.д.10-16).

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что в марте 1990 го он работал старшим охотоведом <адрес>. Морозова А.Р. знает как коллегу по работе. В период с 5 по 17 марта 1990 года он и Морозов А.Р. в составе учетной группы направлялись и находились в командировке в г. Мезень, где с самолета АН-2 осуществляли авиаучет лосей и дикого северного оленя. Учет производили в течение полного рабочего дня с перерывом на обед. Проживали в гостинице.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показал, что в марте 1990 года он работал старшим охотоведом <адрес>. С Морозовым А.Р. познакомился в период совместной работы в начале 1990 года. В период с 5 по 17 марта 1990 года он и Морозов А.Р. в составе учетной группы на самолете АН-2 летали по запланированным маршрутам над Мезенским районом с целью учета лосей и дикого северного оленя. Морозов А.Р. приезжал в г. Мезень в командировку, так как он видел у него командировочное удостоверение. Учет производили в течение полного рабочего дня.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что в марте 1990 года она работала в <адрес>, находилась в должности старшего охотоведа и несла ответственность за проведение работ по авиаучету животных. Морозов А.Р. работал в <адрес> в должности старшего охотоведа по <адрес>. В период с 5 по 17 марта 1990 года Морозов А.Р. находился в служебной командировке в г. Мезень, где в составе учетной группы занимался авиаучетом лосей и дикого северного оленя. О направлении Морозова А.Р. в данную командировку издавался соответствующий приказ, выдавалось командировочное удостоверение, оплачивались командировочные расходы и проживание в гостинице. По результатам командировки составлялся отчет о численности лосей. Морозов А.Р. в командировке работал в режиме полного рабочего дня.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что в марте 1990 года он работал начальником <адрес>. Морозов А.Р. работал в <адрес> в должности старшего охотоведа по <адрес>. В период с 5 по 17 марта 1990 года Морозов А.Р. находился в командировке в г. Мезень, где в составе учетной группы с самолета АН-2 занимался учетом лосей и дикого северного оленя. О направлении Морозова А.Р. в данную командировку издавался соответствующий приказ, выдавалось командировочное удостоверение, оплачивались командировочные расходы и проживание в гостинице. Учет производили в течение полного рабочего дня. По результатам командировки составлялся отчет, в котором отражались: состав учетной группы, время и результаты произведенных учетов.

Согласно копии Отчета численности лосей в таежной зоне Архангельской области по данным авиаучета в 1990 году с 5 по 17 марта 1990 года в Мезенском, Лешуконском районах учетной группой в составе, в том числе Морозовым А.Р. - старшим охотоведом района, с самолета АН-2 произведен учет лосей по маршруту протяженностью 2161 км. (л.д.65-66).

В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.

Так, в соответствии с п.2.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения в связи с стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе в одной организации.

Показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 подтверждается факт работы Морозова А.Р. в районе Крайнего Севера в период командировки в г. Мезень Мезенского района Архангельской области в течение полного рабочего дня. Данные свидетельские показания суд признает относимыми и допустимыми, поскольку вышеуказанные свидетели работали совместно с истцом в одной организации - <адрес>. Свидетели ФИО5 и ФИО6 непосредственно вместе с истцом находились в командировке в Мезенском районе Архангельской области. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.

Кроме того, факт работы Морозова А.Р. в районе Крайнего Севера объективно подтверждается копией Отчета численности лосей в таежной зоне Архангельской области по данным авиаучета в 1990 году.

Постановлением Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года № 25 «Об отнесении городов и районов Архангельской области к районам Крайнего Севера и местностям, приравненных к районам Крайнего Севера» Мезенский район Архангельской области отнесен к району Крайнего Севера.

Доказательства, представленные истцом о времени нахождения в командировке в указанный период в Мезенском районе Архангельской области, ответчиком не опровергнуты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом Морозовым А.Р. доказан факт выполнения трудовых обязанностей в районе Крайнего Севера.

Согласно данным о стаже истец имеет стаж работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера 33 года 6 месяцев, страховой стаж 35 лет 10 месяцев (л.д.7).

При определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера, из расчета один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, истец имеет более 24 лет стажа работы в районах Крайнего Севера.

На основании изложенного истец имеет право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости как за работу в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах дела исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Исходя из положений ст.20 Закона перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.

Судом установлено, что Морозов А.Р. обратился с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии 29 сентября 2010 года, поэтому перерасчет размера его трудовой пенсии следует произвести с 1 октября 2010 года.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Морозова А.Р. удовлетворить.

Признать право Морозова А.Р. на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу с 5 по 17 марта 1990 года в районе Крайнего Севера.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области произвести Морозову А.Р. перерасчет размера трудовой пенсии по старости с 1 октября 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области в пользу Морозова А.Р. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Холмогорский районный суд.

Председательствующий судья                                                                       А.В.Доронин