Дело № 2-467/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Холмогорский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Костроминой Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Емецкое» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов с несанкционированных свалок,
…. руководствуясь ст.ст. 194-918 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Емецкое» организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок, расположенных:
- примерно в 800 метрах за <адрес>, рядом с электролинией ВЛ-10, опора № 366 - площадью 33,6 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 51.39 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 58.61 сек. СШ; - площадью 30,5 квадратных метров, координаты: 41 гар<адрес> мин. 42.76 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 49.59 сек. СШ; - площадью 50,0 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 58.69 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 2.76 сек. СШ;
- свалки, расположенной на расстоянии 253 м от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вдоль озера <адрес> площадью 306,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 59.48 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 7.85 сек. СШ;
- свалки, расположенной на расстоянии 60 метров от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вниз от моста по <адрес>; расстояние от <адрес> до края свалки – 32 метра, в водоохраной зоне <адрес>, площадью 108,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 14.6 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 23.57 сек. СШ, в срок 3 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку отходов с несанкционированных свалок, расположенных:
- примерно в 800 метрах за <адрес>, рядом с электролинией ВЛ-10, опора № 366 - площадью 33,6 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 51.39 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 58.61 сек. СШ; - площадью 30,5 квадратных метров, координаты: 41 гар<адрес> мин. 42.76 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 49.59 сек. СШ; - площадью 50,0 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 58.69 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 2.76 сек. СШ;
- свалки, расположенной на расстоянии 253 м от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вдоль озера <адрес>ю 306,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 59.48 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 7.85 сек. СШ;
- свалки, расположенной на расстоянии 60 метров от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вниз от моста по <адрес>; расстояние от <адрес> до края свалки – 32 метра, в водоохраной зоне <адрес>, площадью 108,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 14.6 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 23.57 сек. СШ, в срок 3 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
С у д ь я:
Г.А. Костромина
Дело № 2-467/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Холмогорский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Костроминой Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Емецкое» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов с несанкционированных свалок,
установил:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному образованию «<адрес>», муниципальному образованию «Емецкое» об обязывании устранить нарушения природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что по результатам плановой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в ФГУ «Сийский государственный природный заказник» установлено, что в границах государственного заказника расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: три свалки рассоложены примерно в 800 метрах за <адрес>, рядом с электролинией ВЛ-10, опора № 366 - площадью 33,6 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 51.39 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 58.61 сек. СШ; - площадью 30,5 квадратных метров, координаты: 41 гар<адрес> мин. 42.76 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 49.59 сек. СШ; - площадью 50,0 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 58.69 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 2.76 сек. СШ; одна свалка расположена на расстоянии 253 м от крайнего дома <адрес>, <адрес>, на окраине поля вдоль озера <адрес> 306,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 59.48 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 7.85 сек. СШ; одна свалка расположена на расстоянии 60 метров от крайнего дома д. <адрес>, на окраине поля вниз от моста по <адрес>; расстояние от <адрес> до края свалки – 32 метра, в водоохраной зоне <адрес>, площадью 108,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 14.6 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 23.57 сек. СШ. Указанные свалки образованы жителями деревень <адрес>, входящие в состав муниципального образования «Емецкое», поскольку ответчиками не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории указанных населенных пунктов, в связи с чем происходит засорение и загрязнение природной среды.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Хильченко А.Ю. иск поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил обязать администрацию муниципального образования «Емецкое» организовать сбор и вывоз отходов, а администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку отходов с несанкционированных свалок в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – муниципального образования «Емецкое» в суд не явился, о дате и времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывая в письменном отзыве на то обстоятельство, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территорий поселений. Несанкционированные свалки расположены за чертой населенного пункта (поселения), на землях сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности и в пользовании Архангельской опытной станции, поэтому ответственными за сбор и вывоз отходов и мусора являются те, в чьем ведении находятся данные земли (л.д.43-44).
Представитель ответчика – муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» - по доверенности ФИО4иск не признала, пояснив суду, что истцом не приведено каких-либо доказательств того, что администрация района нарушила чьи-то гражданские права в части утилизации ТБО на территории муниципального образования «Емецкое». Работу по захоронению (утилизации) ТБО на территории МО «Емецкое» проводит ООО «Емецкий жилкомсервис», с которым владельцы ТБО заключают договоры, который с администрацией не заключен. Сам по себе факт наличия несанкционированных свалок на указанных истцом территориях не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей администрацией района. Не согласна с выводами прокурора о том, что работа по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Емецкое» ведется недолжным образом, поскольку между администрацией МО «Емецкое» и управляющей компанией ООО «Емецкий жилищно-обслуживающий центр» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ «Об управлении жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности МО «Емецкое»», в котором прописаны функции, которые обязана выполнять управляющая компания, одной из которых является сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Спорные свалки отходов расположены на территории Сийского государственного природного заказника, земли являются федеральной собственностью, поэтому обязанность по ликвидации свалок должна возлагаться на лицо, в чьем ведении находится данный заказник. Обязанность по ликвидации свалки, расположенной возле озера Черная Лахта должна возлагаться на соответствующие органы, осуществляющие мероприятия по охране водных объектов. Проси в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> - в суд не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает (л.д.27-28, 80).
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 14 п.18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.
Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено. что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88 устанавливают санитарные требования к организации сбора, вывоза твердых и жидких бытовых отходов, определяют периодичность осуществления очистки территорий от отходов, порядок осуществления санитарной очистки и дезинфекции мест сбора отходов.
Администрации поселений обязаны организовать санитарную очистку, уборку территорий населенных мест, рациональный сбор, быстрое деление отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, накапливающихся на территории населенного пункта), информирование поселения об экологической обстановке. Кроме того, к организации сбора и вывоза отходов относится проведение профилактической и разъяснительной работы.
Как следует из справки о результатах проверки исполнения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в ФГУ «Сийский государственный природный заказник» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеются 5 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов вдоль лесных дорог и полей: три свалки расположены примерно в 800 метрах за <адрес>, рядом с электролинией ВЛ-10, опора № 366 - площадью 33,6 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 51.39 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 58.61 сек. СШ; - площадью 30,5 квадратных метров, координаты: 41 гар<адрес> мин. 42.76 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 49.59 сек. СШ; - площадью 50,0 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 58.69 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 2.76 сек. СШ; одна свалка расположена на расстоянии 253 м от крайнего дома <адрес> на окраине поля вдоль озера <адрес>ю 306,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 59.48 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 7.85 сек. СШ; одна свалка расположена на расстоянии 60 метров от крайнего дома <адрес> на окраине поля вниз от моста по <адрес>; расстояние от <адрес> до края свалки – 32 метра, в водоохраной зоне <адрес>, площадью 108,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 14.6 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 23.57 сек. СШ.
Указанные свалки твердых бытовых отходов образованы жителями деревень <адрес> вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей МО «Емецкое», которое в нарушение ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не организовало сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории населенных пунктов (л.д.8-16).
Указанные нарушения не отрицаются ответчиками.
Установлено судом и не отрицается ответчиками, что отходы, расположенные на указанных несанкционированных свалках, производятся в результате деятельности жителей населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Емецкое».
В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается ответчиками, что в настоящее время нарушения требований природоохранного законодательства, изложенные в исковом заявлении, ответчиками не устранены.
Таким образом, ответчиком МО «Емецкое» не выполняется возложенная на него законом обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов, а ответчиком МО «Холмогорский муниципальный район» не выполняется возложенная на него законом обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов. И при таких обстоятельствах, доводы ответчиков о том, что муниципальное образование «Емецкое» является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельным.
Из приведенных выше положений федерального законодательства следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законодательством Российской Федерации соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, а в данном случае – сельского поселения. При этом принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу, вытекающая из гражданско-правовых отношений, не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяется на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей.
Помимо полномочий по установлению порядка сбора отходов на территориях муниципальных образований, как элемента организации деятельности в области обращения с отходами, органы местного самоуправления реализуют также и иные полномочия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ установлен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Согласно Методическим рекомендациям по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля») муниципальный земельный контроль включает в себя контроль за своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачиванию, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции) в результате использования которых этих отходы образовались.
Таким образом, по общему правилу, право собственности на отходы, которые находятся на земельном участке, возникает у его собственника.
Вместе с тем, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи) могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном порядке (ст. 226 Гражданского кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что свалки с отходами образовались в результате жизнедеятельности населения деревень Старая Мельница, Залебедка, Кулига, Рехачевы, входящие в состав муниципального образования «Емецкое», поэтому данные отходы являются собственностью данного муниципального образования, что создает последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору, вывозу, утилизации и переработке.
Доводы представителя ответчика МО «Холмогорский муниципальный район» ФИО4 о том, что обязанность по организации сбора и вывоза должна быть возложена на иные органы являются необоснованными, поскольку законом обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов возложена именно на органы местного самоуправления поселений, а отходы, расположенные на указанных несанкционированных свалках, производятся в результате деятельности жителей населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Емецкое».
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Емецкое» организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок, расположенных:
- 1) примерно в 800 метрах за д. <адрес>, рядом с электролинией ВЛ-10, опора № 366 - площадью 33,6 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 51.39 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 58.61 сек. СШ; 2)- площадью 30,5 квадратных метров, координаты: 41 гар<адрес> мин. 42.76 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 49.59 сек. СШ; 3) - площадью 50,0 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 58.69 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 2.76 сек. СШ;
4) - свалки, расположенной на расстоянии 253 м от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вдоль озера <адрес>ю 306,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 59.48 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 7.85 сек. СШ;
5) - свалки, расположенной на расстоянии 60 метров от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вниз от моста по <адрес>; расстояние от <адрес> до края свалки – 32 метра, в водоохраной зоне <адрес>, площадью 108,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 14.6 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 23.57 сек. СШ, в срок 3 (три) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку отходов с несанкционированных свалок, расположенных:
- 1) примерно в 800 метрах за <адрес>, рядом с электролинией ВЛ-10, опора № 366 - площадью 33,6 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 51.39 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 58.61 сек. СШ; 2) - площадью 30,5 квадратных метров, координаты: 41 гар<адрес> мин. 42.76 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 49.59 сек. СШ; 3) - площадью 50,0 квадратных метров, координаты: 41 гра<адрес> мин. 58.69 сек. ВД, 63 гар<адрес> мин. 2.76 сек. СШ;
4) - свалки, расположенной на расстоянии 253 м от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вдоль озера <адрес>ю 306,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 59.48 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 7.85 сек. СШ;
5) - свалки, расположенной на расстоянии 60 метров от крайнего дома <адрес>, на окраине поля вниз от моста по <адрес>; расстояние от <адрес> до края свалки – 32 метра, в водоохраной зоне <адрес>, площадью 108,0 квадратных метра, координаты: 41 гра<адрес> мин. 14.6 сек. ВД, 63 гра<адрес> мин. 23.57 сек. СШ, в срок 3 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
С у д ь я:
Г.А. Костромина
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.