Дело № 2-496/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Холмогоры
22 декабря 2011 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Костроминой Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 22 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ракульское» по организации ритуальных услуг на территории поселения, созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложения обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
Прокурор Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ракульское» по организации ритуальных услуг на территории поселения, созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложению обязанности создать в течение года со дня вступления решения суда в законную силу специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указывает, что в ходе проведения проверки по состоянию на 12 декабря 2011 года установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании «Ракульское » не создана, иных организаций, оказывающих услуги по погребению не имеется. Организацией похорон занимаются родственники умерших самостоятельно.
В соответствии с п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно с ч.2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Статьей 29 указанного закона, обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложены на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела введен в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно ст. 12 Федерального закона, возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.
Администрация муниципального образования «Ракульское » является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. МО «Ракульское » в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Хильченко А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив суду, что бездействие администрации МО «Ракульское » по организации ритуальных услуг на территории поселения, созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, является незаконным, поскольку создание данной службы прямо предписано федеральным законодательством, её отсутствие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения на получение закрепленных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» гарантий осуществления погребения.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Ракульское»- Глава муниципального образования «Ракульское» Савина Н.В., в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие, представила письменный отзыв на иск. С требованиями прокурора не согласна (л.д.25).
В отзыве представленном суду, указывает, что к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения, то есть полномочия эти могут быть выполнены как на уровне сельских поселений, так и на уровне муниципального района. Бюджет муниципального образования «Ракульское» является дотационным, публичные слушания по прогнозу бюджета на 2012 год уже прошли, Совету депутатов МО «Ракульское» рекомендовано утвердить бюджет МО «Ракульское» на 2012 год, средств для создания специализированной службы в МО «Ракульское» в бюджете на 2012 год не предусмотрено, поэтому специализированную службу должен создать муниципальный район, а поселения заключат договоры на эти услуги.
В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого- либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя заявителя Хильченко А.Ю., исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно с ч.2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон), организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 29 указанного Федерального закона, обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложены на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела введен в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона, возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования «Ракульское», администрация муниципального образования «Ракульское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. МО «Ракульское» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.
Пунктом 22 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Ракульское», к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования «Ракульское».
Таким образом, полномочия по организации похоронного дела на территории муниципального образования «Ракульское» возложены на администрацию муниципального образования «Ракульское».
Согласно ответу Главы муниципального образования «Ракульское» № 395 от 07 декабря 2011 года на запрос прокуратуры Холмогорского района №7 от 02.12.2011 специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана по причине отсутствия средств в бюджете муниципального образования «Ракульское» (л.д.11).
Как установлено в судебном заседании, специализированная служба по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании «Ракульское» не создана, иные организации, оказывающие услуги по погребению, на территории муниципального образования « Ракульское» отсутствуют.
Доводы представителя МО «Ракульское», изложенные в отзыве на заявление, о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана по причине отсутствия денежных средств, что созданием специализированной службы должен заниматься муниципальный район, а обязанность поселений – заключить договоры на оказание этой услуги, не могут быть приняты судом, так как не имеют правового значения.
Создание специализированной службы прямо предписано федеральным законодательством, и её отсутствие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования « Ракульское», на получение гарантий осуществления погребения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку бездействие по организации ритуальных услуг на территории поселения, созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, является незаконным.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как видно из заявления, прокурор обратился с требованиями о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Ракульское» создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, ссылаясь на нарушения требований федерального законодательства, которые были выявлены в ходе проверки.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования «Ракульское», поскольку в правоотношениях по поводу смерти человека, его погребения участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.
При определении срока исполнения возлагаемой на администрацию муниципального образование «Ракульское» обязанности, суд учитывает объективную необходимость выполнения работ, связанных с созданием специализированной службы по вопросам похоронного дела, для чего понадобится определенное время и, поэтому, с учетом объема предстоящих работ, суд соглашается с требуемым прокурором сроком, который считает разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ракульское» по организации ритуальных услуг на территории муниципального образования «Ракульское», созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию муниципального образования «Ракульское» в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу создать на территории муниципального образования «Ракульское» специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области со дня вынесения решения в окончательной форме.
С у д ь я
Г.А. Костромина