о признании права на материнский капитал



Дело № 2-38/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Холмогорский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Тарасовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Сухановой Л.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на дополнительные меры государственной поддержки - материнский капитал,

установил:

Суханова Л.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на дополнительные меры государственной поддержки - материнский капитал.

В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она родила первого ребенка, что подтверждается справкой больницы, ДД.ММ.ГГГГ - второго ребенка. При обращении в пенсионный орган с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал получила отказ, который считает незаконным.

В судебном заседании истец требования, изложенные в заявлении, поддержала и пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> родила мёртвого ребенка женского пола. ДД.ММ.ГГГГ родила дочь <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, получила отказ, который считает незаконным, поскольку имеет право на получение сертификата как женщина, родившая второго ребенка.

Представитель ответчика по доверенности - ведущий специалист - эксперт (юрисконсульт) государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Титова А.Н.исковые требования не признала, пояснив суду, что истец Суханова Л.В. является матерью одного ребенка, при обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не представила свидетельство о рождении первого ребенка. Справка больницы, подтверждающая роды, не является документом, подтверждающим факт его рождения. Кроме того, считает, что сам по себе факт рождения первого ребенка мертворожденным не порождает право у истца на получение сертификата.

Представитель третьего лица - Холмогорского территориального отдела Агентства ЗАГС <адрес> в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.26).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Согласно справке МУЗ «<данные изъяты> районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, у Сухановой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ9 года в <данные изъяты> 1-срочные роды при I беременности в 38 недель мёртвым плодом женского пола <данные изъяты> (л.д.9).

В соответствии со свидетельством о рождении, Суханова Л.В. является матерью т, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем Холмогорским территориальным отделом Агентства ЗАГС <адрес> произведена запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Из письменного уведомления государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сухановой Л.В. по результатам рассмотрения всех представленных документов, отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки (л.д.6).

Из письменного отзыва начальника Холмогорского территориального отдела Агентства ЗАГС <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась акушерка МУЗ «<данные изъяты>» п, предъявив для регистрации медицинское свидетельство о перинатальной смерти ребенка, рожденного гр. Машиной(Сухановой)Л.В., на основании чего составлена актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Гр. Суханова Л.В. за получением каких-либо документов в отдел ЗАГС не обращалась (л.д.14).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей и. определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условий её предоставления.

Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1статьи 7 настоящего Федерального закона (ч.7).

Из содержания положений указанного выше Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г. в системной связи с иными его предписаниями, в контексте его преамбулы, следует, что законодатель, исходя из целей принятия указанного закона, признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым, то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго (последующего) ребенка мертвыми или после их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки не имеет.

Признание факта рождения ребенка живым необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым.

В соответствии с названным Федеральным законом для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки указанные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения данного права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (статья 4).

Свидетельства о рождении выдаются в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В соответствии с ч.2 ст. 20 указанного Федерального закона, государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

В случае если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ, является рождение детей, зарегистрированное в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством - выдачей свидетельства о рождении. Этот вывод подтверждается из буквального и системного толкования норм ст.4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и п. 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. № 873, которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть предоставлены реквизиты свидетельства о рождении детей.

Поскольку истец при обращении с заявлением <данные изъяты> в Пенсионный фонд о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, не предоставила все необходимые документы, в частности свидетельство о рождении первого ребенка, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», суд считает обоснованным отказ пенсионного органа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.07.2010 3 241-ФЗ в ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни, имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей, установленном настоящим Федеральным законом.

Из письменного отзыва начальника Холмогорского территориального отдела Агентства ЗАГС <адрес> следует, что Суханова Л.В. за получением каких-либо документов в отдел ЗАГС не обращалась (л.д.14).

При таких обстоятельствах, суд не находит основания для удовлетворения требований истца о признании на ней права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Сухановой Л.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.