Дело №1-183/11
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
город Холмск 17 августа 2011 года
Холмский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Мосина Н.Г.,
с участием государственного обвинителя заместителя Холмского городского прокурора Ошанина В.В.,
подсудимой Кореневой Лилии Викторовны,
защитника Зайцева М.А., представившего удостоверение №183 и ордер №43,
а также потерпевшей ФИО1,
при секретаре Романовой Е.Н.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении:
Кореневой Лилии Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки <данные изъяты>, со <данные изъяты> образованием, не замужней, не работающей, проживающей по адресу: <адрес>, не судимой, под стражей не содержалась, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, -
у с т а н о в и л:
Коренева Л.В. умышленно причинила тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершила 25 марта 2011 года в <адрес> при следующих обстоятельствах.
25 марта 2011 года в период времени с 00 часов до 11 часов 50 минут, Коренева Л.В. будучи в состоянии алкогольного опьянения находилась по месту своего проживания по адресу: <адрес>, совместно со своим сожителем ФИО2. Во время распития спиртного между ними на почве личных неприязненных отношений возникла ссора, в ходе которой Коренева Л.В. осознавая общественную опасность своих действий, с целью причинения тяжкого вреда здоровью ФИО2, нанесла ему не менее трех ударов металлической сковородой в область теменной, левой теменной и левой височной области головы, и не менее 10 ударов руками и металлической сковородой в область лица, тела и конечностей.
В результате умышленных действий Кореневой Л.В., потерпевшему ФИО2 были причинены телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы с внутричерепным подоболочечным кровоизлиянием (субдуральной гематомой) в головной мозг, которая по признаку опасности для жизни квалифицируется как телесное повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью. Кроме того, ФИО2 были причинены телесные повреждения в виде травматического удаления 1-го зуба верхней челюсти справа, ссадин лобной области справа, кожи правой височной области, кожи шеи справа, тыльной поверхности 4 пальца правой кисти; кровоподтеков правой скуловой области, верхней поверхности грудной клетки справа, области левой реберной дуги, надлобковой области справа, области левого бедра, не вызвавшие кратковременного расстройства здоровья. От полученных телесных повреждений ФИО2 скончался 25 марта 2011 года в 13 часов 50 минут во время оказания ему медицинской помощи. Смерть ФИО2 наступила от отека и дислокации (смещения) головного мозга, развившихся вследствие закрытой черепно-мозговой травмы с внутричерепным подоболочечным кровоизлиянием (субдуральной гематомой) в головной мозг.
Подсудимая Коренева Л.В. вину в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ признала полностью.
Вина подсудимой Кореневой Л.В. в инкриминируемом ей деянии полностью подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
показаниями свидетеля ФИО3 о том, что 25 марта 2011 года примерно в 12 часов она выезжала по вызову к ФИО2, который находился в бессознательном состоянии. Его сожительница Коренева пояснила, что он много пил, и при падение несколько дней назад ударился головой. Кроме того пояснила, что сама тоже его ударила, так как он ее доставал. В ходе осмотра было установлено, что состояние ФИО2 вызвано длительным употреблением алкоголя и носит травматический характер, так как на голове и теле у него были гематомы и ушибы, что свидетельствовало о черепно-мозговой травме, в связи с чем он был госпитализирован в больницу (т.1 л.д.215-217);
показаниями свидетеля ФИО4 о том, что 25 марта 2011 года Коренева в ходе опроса пояснила ему, что она избила своего сожителя ФИО2 сковородой, и нанесла удар кулаком в лицо, отчего у него в области левого глаза образовалась гематома. 27 марта 2011 года Коренева обратилась с явкой с повинной, в которой сообщила, что 23-24 марта 2011 года, она, распивая спиртное со своим сожителем ФИО2, при очередном скандале нанесла ему не менее 3-4 ударов сковородой в область головы (т.1 л.д.221-224);
аналогичными показаниями свидетеля ФИО5 в части обращения Кореневой с явкой с повинной (т.1 л.д.225-227);
показаниями ФИО6 о том, что 24 марта 2011 года она находилась в гостях у Кореневой и ФИО2, где пила с ними спиртное. У Фильченко под левым глазом и на груди видела кровоподтеки. 25 марта 2011 года в 11 часов 20 минут она пришла к ФИО2. Дверь ей открыла Коренева, и сообщила, что ФИО2 не просыпается. ФИО2 находился в бессознательном состоянии и хрипел. Она вызвала бригаду «скорой помощи». Коренева в разговоре рассказала ей, что поссорилась с ФИО2 и ударила его сковородой по голове. Подробностей скандала она не рассказывала (т.1 л.д.228-231);
Показания свидетелей согласуются с протоколом осмотра места происшествия – <адрес>, в ходе которого зафиксирована обстановка на месте совершения преступления, с места происшествия изъяты: фрагмент половой доски с пятном бурого цвета; два следа рук; белая футболка с пятнами вещества бурого цвета; сковорода и ручка от сковороды (т.1 л.д.23-30; 64-67).
Механизм причинения телесных повреждений потерпевшему подтверждается заключением эксперта №10/57 от 17 мая 2011 года, из которого следует, что у ФИО2 обнаружена закрытая черепно-мозговая травма с внутричерепным подоболочечным кровоизлиянием (субдуральной гематомой) в головной мозг, которая могла образоваться не менее 5-10 часов до наступления смерти, от нанесения пострадавшему не менее 3-4 ударов твердым тупым предметом (предметами) в область головы, о чем свидетельствует наличие 4-х очаговых кровоизлияний в мягкие ткани правой теменной, левой теменной и левой височной областей. А также телесные повреждения в виде травматического удаления 1-го зуба верхней челюсти справа, ссадин лобной области справа, кожи правой височной области, кожи шеи справа, тыльной поверхности 4 пальца правой кисти; кровоподтеков правой скуловой области, верхней поверхности грудной клетки справа, области левой реберной дуги, надлобковой области справа, области левого бедра, не вызвавшие кратковременного расстройства здоровья. Смерть ФИО2 наступила от отека и дислокации (смещения) головного мозга, развившихся вследствие закрытой черепно-мозговой травмы с внутричерепным подоболочечным кровоизлиянием в головной мозг (т.1 л.д.86-100);
заключением эксперта №105/2011 от 25 мая 2011 года, согласно которого, кровь потерпевшего ФИО2 относиться к группе А. Кровь подозреваемой Кореневой Л.В. к группе В. На фрагменте половой доски обнаружена кровь человека группы А, которая могла произойти от ФИО2 и не происходит от подозреваемой Кореневой Л.В. (т.1 л.д.153-162);
заключением эксперта №130 от 30 июня 2011 года, в соответствие с которым, сковорода и ручка, изъятые при осмотре места происшествия, ранее составляли одно целое (т.1 л.д.162-163, 164-165).
Показания свидетелей не вызывают сомнений у суда, данные показания логичны, взаимно дополняют друг друга. Свидетели последовательно излагают ставшие известными им обстоятельства совершения преступления. Оснований для оговора подсудимой Кореневой Л.В. со стороны свидетелей не установлено, в связи с чем суд признает данные показания правдивыми и достоверными, и берет их в основу приговора.
Протоколы следственных действий составлены с соблюдением норм УПК РФ, заключения выполнены экспертами, имеющими специальные познания, они научно обоснованны, согласуется с фактическими обстоятельствами дела, поэтому сомнений в объективности выводов не вызывают.
Обстоятельства причинения телесных повреждений потерпевшему также подтверждаются и показаниями Кореневой Л.В. на предварительном следствии. При допросе в качестве подозреваемой 27 апреля 2011 года, она показала, что 24 марта 2011 года она и ее сожитель ФИО2 распивали спиртное. Примерно в 17 часов между ними начался конфликт, в ходе которого ФИО2 оскорблял ее. Она рассердилась, взяла сковороду и нанесла ею примерно 3-4 удара ему по голове, после чего ударила его кулаком в лицо (т.1 л.д.249-253).
В ходе проверки показаний на месте Коренева Л.В. указала обстоятельства нанесения ударов потерпевшему ФИО2, аналогичные обстоятельствам, указанным ею при допросе в качестве подозреваемой, а также показала на манекене, как именно она нанесла потерпевшему удары сковородой (т.1 л.д.255-260, 261-263).
При допросе в качестве подозреваемой 29 апреля 2011 года и 20 июня 2011 года Коренева Л.В. подтвердила ранее данные ею показания в качестве подозреваемой и при проверке показаний на месте (т.2 л.д.1-4, 5-12).
При допросе в качестве обвиняемой 19 июля 2011 года Коренева Л.В. вину в предъявленном обвинении признала полностью, также подтвердила данные ранее показания в части ссоры и избиения ФИО2. Кроме того пояснила, что допускает, что телесные повреждения, обнаруженные у ФИО2 на руках, могли образоваться в тот момент, когда он прикрывал голову руками, чтобы защититься от ударов сковородой (т.2 л.д.33-35).
В явке с повинной Коренева Л.В. собственноручно указала, что в ходе распития спиртных напитков вместе со своим сожителем ФИО2 и ссоры, возникшей между ними, она нанесла 3-4 удара сковородой по голове ФИО2 (т.1 л.д.52).
Оценивая показания Кореневой Л.В. в качестве подозреваемой и обвиняемой, а также при проверке показаний на месте, суд данные показания признает правдивыми, поскольку они объективно подтверждаются другими доказательствами по делу, соответствуют им и не вызывают у суда сомнений в их достоверности. Коренева Л.В. в ходе предварительного следствия была допрошена с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства и требований ст.51 Конституции РФ, показания давала добровольно, путем свободного рассказа, в присутствии адвоката, без какого-либо психического или физического принуждения со стороны органов предварительного расследования. Ее показания об обстоятельствах нанесения потерпевшему ударов сковородой согласуются между собой, логично и последовательно были изложены ею и зафиксированы в протоколах следственных действий.
Оценивая явку с повинной, суд считает, что инициатором ее написания была сама Коренева Л.В., при этом явку с повинной она написала добровольно, путем свободного изложения событий, без какого-либо психического или физического принуждения со стороны сотрудников милиции. Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Коренева Л.В. оговорила себя, ни органом предварительного следствия, ни в судебном заседании установлено не было. При таких обстоятельствах, суд признает показания Кореневой Л.В. в качестве подозреваемой, обвиняемой, при проверке показаний на месте, и явку с повинной Кореневой Л.В. достоверными и допустимыми доказательствами по делу, и берет их в основу обвинительного приговора.
Оценивая всю совокупность добытых и исследованных доказательств, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимой, так как приведенные выше доказательства не находятся в противоречии между собой, дополняют друг друга и конкретизируют обстоятельства происшедшего.
Давая правовую оценку действиям подсудимой Кореневой Л.В., суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым Коренева Л.В. будучи в состоянии алкогольного опьянения, во время ссоры с потерпевшим, на почве личных неприязненных отношений, умышленно нанесла ФИО2 не менее трех ударов в область головы сковородой. В результате целенаправленных, активных действий Кореневой Л.В., потерпевшему ФИО2, был причинен тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, от которого потерпевший в дальнейшем скончался.
Причиняя тяжкий вред здоровью ФИО2, Коренева Л.В. осознавала общественную опасность своих действий, она предвидела наступление общественно опасных последствий – причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку использовала для этого предмет, усиливающий травмирующее воздействие, и желала их наступления. Избирая такой способ причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего, Коренева Л.В. действовала умышленно, однако, небрежно относилась к последствиям причинения тяжкого вреда, то есть к смерти ФИО2, она не предвидела, что вследствие ее действий может наступить смерть потерпевшего, хотя должна была и могла предвидеть.
Суд квалифицирует действия Кореневой Л.В. по ч.4 ст.111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Назначая Кореневой Л.В. наказание, суд в соответствии со ст.60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления, то, что совершенное ею деяние, в силу ст.15 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений.
Суд учитывает личность виновной, которая по месту жительства характеризуется <данные изъяты>, на учете у врачей <данные изъяты> и <данные изъяты> не состоит, ранее не судима.
Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов №373 от 20 июня 2011 года Коренева Л.В. хроническим психическим расстройством не страдала и не страдает. В период совершения преступления Коренева Л.В. могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. На момент инкриминируемого ей деяния, каких-либо временных болезненных расстройств психической деятельности она не обнаруживала и могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время по своему психическому состоянию Коренева Л.В. может предстать перед следствием и судом и нести ответственность за содеянное. По своему психическому состоянию в принудительных мерах медицинского характера не нуждается (т.1 л.д.173). В ходе судебного заседания Коренева Л.В. ведет себя адекватно, конкретно отвечает на поставленные ей вопросы. Само поведение Кореневой Л.В. в судебном заседании не вызвало у суда сомнений в ее психической полноценности. При таких обстоятельствах суд признает Кореневу Л.В. вменяемой в отношении совершенного ею деяния.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, предусмотренными ст.61 УК РФ, суд в отношении подсудимой Кореневой Л.В. признает явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, противоправность поведения потерпевшего, явившаяся поводом для преступления.
Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст.63 УК РФ суд в отношении Кореневой Л.В. не усматривает.
Суд при назначении наказания подсудимой учитывает требования ч.1 ст.62 УК РФ, согласно которой наказание при явке с повинной, а также при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления, не может превышать двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания за данное преступление.
Обсуждая вопрос о применении к Кореневой Л.В. при назначении наказания ст.ст.64, 73 УК РФ суд, несмотря на имеющиеся у нее смягчающие наказание обстоятельства, не может признать их исключительными, поскольку они существенно не уменьшили степень общественной опасности преступления, и не усматривает оснований для назначения подсудимой более мягкого наказания, чем предусмотрено законом. Суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, и приходит к выводу, что исправление подсудимой возможно только в условиях ее изоляции от общества.
Суд определяет к отбытию наказания Кореневой Л.В. в исправительной колонии общего режима в соответствии с п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ, как женщине, осужденной к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления.
Гражданский иск не заявлен.
Вещественные доказательства по уголовному делу: футболку; фрагмент половой доски; сковороду; ручку; брюки; полувер, по вступлению приговора в законную силу надлежит уничтожить; два следа руки хранить при уголовном деле.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Признать Кореневу Лилию Викторовну виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ей наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Кореневой Л.В. подписку о невыезде и надлежащем поведении изменить на содержание под стражей, взяв ее под стражу в зале суда. По вступлению приговора суда в законную силу меру пресечения – отменить.
Срок отбытия наказания Кореневой Л.В. исчислять с 17 августа 2011 года.
Вещественные доказательства по уголовному делу: футболку; фрагмент половой доски; сковороду; ручку; брюки; полувер, по вступлению приговора в законную силу уничтожить; два следа руки хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной Кореневой Л.В. в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Н.Г.Мосин