Дело № 11 - 71/2011г. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 апреля 2011 года г.Холмск Холмский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Лосевой Т.Г., при секретаре Павлюк И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Холмского городского прокурора в интересах <данные изъяты> группы Емельяненко Тамары Константиновны к Открытому акционерному обществу «Сахалинэнерго» о взыскании излишне уплаченной суммы, по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты Сахалинской области на решение мирового судьи судебного участка № 20 Холмского района Сахалинской области от 10 июня 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Холмского городского прокурора в интересах инвалида <данные изъяты> Емельяненко Тамары Константиновны к Открытому акционерному обществу «Сахалинэнерго» о взыскании излишне уплаченной суммы - удовлетворить. Взыскать с Открытого акционерного общества «Сахалинэнерго» в пользу Емельяненко Тамары Константиновны излишне уплаченную сумму в размере <данные изъяты> Взыскать с Открытого акционерного общества «Сахалинэнерго» государственную пошлину в доход муниципального образования «Холмский городской округ» в сумме <данные изъяты>.» установил: Холмский городской прокурор обратился в суд в интересах инвалида <данные изъяты> Емельяненко Т.К. к ОАО «Сахалинэнерго» о взыскании излишне уплаченной суммы, указывая, что Емельяненко Т.К. обратилась в прокуратуру с заявлением на нарушение ее права потребителя коммунальных услуг. В ходе проверки установлено, что ей как инвалиду предоставляется скидка на оплату энергоснабжения ниже 50%. Просит суд взыскать с ответчика излишне выплаченные суммы в размере <данные изъяты> руб. Суд постановил вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты Сахалинской области просит решение мирового судьи отменить с связи с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Данные льготы предоставляются самому получателю льгот - инвалиду. Распространение данной меры на членов семьи инвалида не предусмотрено законодателем. Аналогичные меры социальной поддержки предоставляются также иным льготным категориям граждан. При этом, в нормативных правовых актах, предусматривающих льготы иным категориям граждан, законодатель отдельно оговаривает, когда данные меры социальной поддержки распространяются на членов семьи получателя льгот. Ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2008 № 42-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чурилова А.В. на нарушение его конституционных прав частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и пунктом 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Указывает, что получение льгот носит заявительный характер, срок начала предоставления льгот необходимо считать с момента подачи льготником соответствующего заявления с подтверждающими документами. Полагает, что при рассмотрении дела судом были неправильно применены нормы материального права, не исследован вопрос, когда Емельяненко Т.К. обратилась с заявлением о предоставлении ей льгот как инвалиду, в связи с чем считает расчет суммы задолженности в период с июля 2006 года по декабрь 2008 года не основанным на нормах закона. Кроме того, считает, что отказом суда в привлечении в качестве третьего лица Министерства социальной защиты Сахалинской области, судом были нарушены нормы процессуального права, поскольку предоставление льгот инвалиду на оплату услуг за электроснабжение напрямую затрагивает интересы Министерства, так как до 01 января 2009 года льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялись гражданам в натуральной форме жилищно-коммунальными организациями с последующим возмещением расходов Министерством социальной защиты Сахалинской области. В судебном заседании прокурор Власихина Г.А. просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение мирового судьи - без изменения. Представителем Министерства социальной защиты населения Сахалинской области подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ОАО «Сахалинэнерго» и Емельяненко Т.К., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении повестки, в суд не явились, ходатайства не заявлены. Огласив исковое заявление, решение мирового судьи, апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу, выслушав доводы представителя третьего лица, прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Статьей 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Аналогичное положение закреплено в п.13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительствам РФ от <данные изъяты> Пунктом 15 Правил установлено, что для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.). Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Из дубликата справки серии ВТЭ-22 № следует, что Емельяненко Т.К. с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>. В судебном заседании установлено, что Емельяненко Т.К. проживает по адресу: <адрес>40, является потребителем коммунальных услуг по энергоснабжению, предоставляемых ему ОАО «Сахалинэнерго» и ей открыт лицевой счет №. Из материалов дела следует, что ОАО «Сахалинэнерго» с июля 2006 года по декабрь 2008 года предоставляло Емельяненко Т.К. коммунальные услуги по электроснабжению и осуществляло cбop платежей в размере менее 50% от суммы, начисленной за электроэнергию, то есть инвалидом излишне выплачена сумма <данные изъяты> коп. Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции обоснованно взыскал данную сумму в пользу истца. Довод Министерства социальной защиты населения о том, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату услуг энергоснабжения, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на электроэнергию, потребляемую инвалидом на свои нужды, не состоятелен, поскольку ограничение прав инвалида в виде предоставления льготы только на самого инвалида, без учета остальных членов семьи, законом не предусмотрено и из содержания п. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» это не следует, следовательно, введение ОАО «Сахалинэнерго» указанных ограничений является незаконным, расчеты по предоставлению льготы произведены произвольно, путем уменьшения тарифа на оплату электроэнергии, что никакими нормативными актами не предусмотрено. В соответствии с ч. 1 ст. 364 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. То обстоятельство, что суд первой инстанции отказал в привлечении к участию в деле Министерство социальной защиты Сахалинской области, суд к числу существенных нарушений не относит, решением суда какие - либо обязанности на Министерство социальной защиты Сахалинской области не возложены, неучастие Министерства социальной защиты Сахалинской области в деле не повлияло на исход дела и не повлекло принятие мировым судьей неправильного решения. Довод о том, что судом не исследован вопрос, когда Емельяненко Т.К. обратилась с заявлением о предоставлении ей льготы как инвалиду, не состоятелен, так как сведения о периоде предоставления льготы имеются в справке ответчика о взаиморасчетах за потребленную электроэнергию, по правильности расчета ответчик не возражал. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены либо изменения оспариваемого решения. Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ суд о п р е д е л и л: Решение мирового судьи судебного участка № 20 Холмского района Сахалинской области от 10 июня 2010 года по иску Холмского городского прокурора в интересах <данные изъяты> Емельяненко Тамары Константиновны к Открытому акционерному обществу «Сахалинэнерго» о взыскании излишне уплаченной суммы - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты Сахалинской области - без удовлетворения. Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Т.Г. Лосева