Дело №2-241/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года г. Холмск
Холмский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,
с участием заявителей Князевой С.А., Ананьевой Е.С., Мирошниковой С.С., Сухих В.И. представителя Князевой С.А. Давыдова А.В., представителя Администрации МО «Холмский городской округ» Даурцевой К.Д., представителей ОАО «Холмский морской торговый порт» Андреевой Е.Н., представителя Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Суровегиной И.С.,
при секретаре Тадевосян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Холмского городского суда гражданское дело по заявлению Князевой Светланы Адольфовны, Ананьевой Елены Сергеевны, Попова Виктора Васильевича, Мирошниковой Станиславы Сергеевны, Титовой Анны Васильевны, Сампаловой Галины Михайловны, Сухих Валерия Ивановича, Бугаевой Людмилы Евгеньевны, Александрова Юрия Вадимовича о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по принятию мер для установления муниципальной собственности на здание, возложении обязанности совершить действия по установлению права собственности на здание,
УСТАНОВИЛ:
Князева Светлана Адольфовна, Ананьева Елена Сергеевна, Попов Виктор Васильевич, Мирошникова Станислава Сергеевна, Титова Анна Васильевна, Сампалова Галина Михайловна, Сухих Валерий Иванович, Бугаева Людмила Евгеньевна, Александров Юрий Вадимович обратились в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия Администрации МО «Холмский городской округ», указав, что они проживают постоянно на условии найма в <адрес>. Не смотря на то, что проживание в указанном доме носит постоянный характер, они не имеют прав на полное владение и пользование своим жилищем: права на приватизацию, права на благоприятные условия проживания, права на законом установленную плату за пользование жильем. Фактическим наймодателем жилья является ОАО «Холмский морской торговый порт», которое предоставляет помещения для проживания в этом здании на условиях коммерческого найма. Однако ОАО «Холмский морской торговый порт» не имеет правоустанавливающих документов на <адрес>. В то же время, ОАО «ХМТП» устанавливает самостоятельно свои тарифы, плату за пользование жильем, которые значительно выше размера, установленного на территории МО «Холмский городской округ». Так, с февраля 2010 год по июля 2010 года квартплата была увеличена в 2,8 раза. Дом по адресу <адрес> не отвечает признакам общежития, а функционирует как многоквартирный жилой дом. Администрация МО «Холмский городской округ» не принимает никаких мер, не выполняет обязательства, которые возложены на неё по закону. Обязанность администрации МО «Холмский городской округ» в приеме здания от ОАО «Холмский морской торговый порт» в муниципальную собственность возникает в силу прямого указания закона: подпункт 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бездействие Администрации МО «Холмский городской округ» носит длящийся характер. На обращение заявителей, 10.06.2010 года был дан ответ, что в 2009 году вопрос о передаче общежития «Сахалин» (<адрес>) в собственность муниципального образования «Холмский городской округ» рассматривался в Арбитражном суде <адрес>, где выяснилось, что у ОАО «Холмский морской торговый порт» отсутствуют правоустанавливающие документы, необходимые для передачи общежития в муниципальную собственность. Других действий по переводу дома в муниципальную собственность Администрацией МО «Холмский городской округ» не принималось. 19 августа 2010 года Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> направило свои рекомендации Администрации МО «Холмский городской округ» по приему в муниципальную собственность <адрес> в <адрес>. Просят признать незаконным бездействия Администрации МО «Холмский городской округ» по принятию мер для установления муниципальной собственности на здание по адресу <адрес> и обязать в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу совершить действия по установлению права собственности на это здание. Взыскать с Администрации МО «Холмский городской округ» за счет казны муниципального образования в пользу заявителя Князевой С.А. судебные расходы в размере <*> рублей и расходы по уплате госпошлины в размере <*> рублей.
Определением Холмского городского суда от 27 октября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО «Холмский морской торговый порт» и Финансовое управление МО «Холмский городской округ».
Определением Холмского городского суда от 07 февраля 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ».
В судебном заседании заявители Князева С.А., Ананьева Е.С., Мирошникова С.С., Сухих В.И. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Князевой С.А. Давыдов А.В. в судебном заседании на заявлении настаивал, полагал, что Администрация МО «Холмский городской округ» и Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» не принимают мер по принятию здания «Сахалин» в муниципальную собственность.
Представитель Администрации МО «Холмский городской округ» Даурцева К.Д. в судебном заседании требования заявления не признала, пояснила, что в полномочия администрации не входят обязанности по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Представитель Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Суровегина И.С. в судебном заседании полагала заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку здание, расположенное по адресу: <адрес> является федеральной собственностью, находится на обслуживании и содержании ОАО «Холмский морской торговый порт» на основании договора, который является действующим.
Представитель ОАО «Холмский морской торговый порт» Андреева Е.Н. в судебном заседании полагала, что органы местного самоуправления принимают меры по принятию здания общежития в муниципальную собственность, ОАО «Холмский морской торговый порт» оформляет необходимые документы для передачи здания.
Заявители Попов В.В., Титова А.В., Сампалова Г.М., Бугаева Л.Е., Александров Ю.В., представитель Финансового управления МО « Холмский городской округ» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из договоров найма, штампов в паспортах о месте регистрации по месту жительства, заявители проживают в жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно квитанциям, приложению к дополнительному соглашению, объяснениям участвующих в деле лиц, указанное здание является общежитием. Плату за проживание в общежитии, за его содержание и предоставляемые коммунальные услуги взимает ОАО «Холмский морской торговый порт».
Из сообщения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», следует, что здание по <адрес> в <адрес> с 1992 года состояло на балансе АООТ «Холмский морской торговый порт» на основании справки от 29.11.1995г., сведения о собственнике указанного здания в БТИ отсутствуют.
По сообщению Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ», Холмского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, вышеуказанное здание не является муниципальной собственностью, сведений о собственнике здания в указанных органах не имеется.
Согласно дополнительному соглашению к договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие «Сахалин», расположенное по <адрес> в <адрес> передано Фондом имущества Сахалинской области АООТ «Холмский морской торговый порт» для содержания здания в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, проведении текущего, капитального ремонта и использовании в соответствии с целевым назначением.
Из письма Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 19 августа 2010 года следует, что ОАО «ХМТП» создано в результате приватизации государственного предприятия «Холмский морской торговый порт» федеральной формы собственности. Указанное общежитие не вошло в уставный капитал акционерного общества и подлежало передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с п.1 приложения №3 вышеуказанного постановления, объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В силу вышеприведенного нормативного акта, здание, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 года №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Письмом Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 18 марта 1994 года №АЧ-4/2096 разъяснено, что в перечни объектов (имущества) муниципальной собственности для их утверждения органами местного самоуправления должны включаться только объекты, перечисленные в приложении N3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, предназначенные для нужд городов и районов.
В соответствии с п. 9 распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992г. N114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (действовавшим до 12 июня 2006 года), для передачи объектов в муниципальную собственность города, района соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 N 3020-1. Перечень объектов составляется по прилагаемой форме. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
В соответствии с приведенным Порядком составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, обязанность по разработке перечня объектов для передачи в муниципальную собственность возложена на Комитет по управлению имуществом муниципального образования.
Однако, с момента принятия постановления №3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» не принял никаких мер по соблюдению процедуры передачи спорного объекта в муниципальную собственность.
Кроме того, как видно из письма ОАО «Холмский морской торговый порт» от 27.05.2009г. /л.д.121/, из письма Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» от 28.08.2009г. /л.д. 118/, определения Арбитражного суда Сахалинской области от 16.11.2009г. /л.д. 74-75/, Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» был извещен портом о несоответствии имеющегося договора, на основании которого ОАО «ХМТП» осуществляет обслуживание общежития, действующему законодательству и необходимости передачи здания в муниципальную собственность. Однако, Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» с 2009 года также не принимает никаких мер по принятию здания в муниципальную собственность, в том числе по обращению в Управление Росреестра по Сахалинской области по вопросу постановки здания общежития на учет в качестве бесхозяйного в соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что не смотря на имеющийся нормативный акт, предусматривающий перечень имущества, являющегося муниципальной собственностью, установленный порядок передачи имущества в муниципальную собственность по ранее действовавшему законодательству, а также обязанность органа местного самоуправления поставить бесхозяйное имущество на учет в Управление Росреестра по Сахалинской области, Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» не принял никаких мер по соблюдению процедуры передачи здания общежития в муниципальную собственность по ранее действовавшему законодательству и в настоящее время не принимает мер по передачи недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу, что в результате бездействия Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» нарушаются права заявителей, которые лишены гарантий, предусмотренных для граждан, проживающих в муниципальном жилье.
При таких обстоятельствах, суд признает бездействия Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» незаконными и возлагает на Комитет обязанность в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять предусмотренные законом меры по оформлению права муниципальной собственности на общежитие «Сахалин».
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В связи с удовлетворением заявления, в соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, сложности дела, суд взыскивает с казны муниципального образования МО «Холмский городской округ» в пользу Князевой С.А. расходы за составление доверенности в сумме <*> рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме <*> рублей.
В удовлетворения заявления о признании незаконным бездействия Администрации МО «Холмский городской округ» суд отказывает, поскольку к полномочиям данного органа местного самоуправления не относятся вопросы по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Заявление Князевой Светланы Адольфовны, Ананьевой Елены Сергеевны, Попова Виктора Васильевича, Мирошниковой Станиславы Сергеевны, Титовой Анны Васильевны, Сампаловой Галины Михайловны, Сухих Валерия Ивановича, Бугаевой Людмилы Евгеньевны, Александрова Юрия Вадимовича о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по принятию мер для установления муниципальной собственности на здание, возложении обязанности совершить действия по установлению права собственности на здание, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» по непринятию мер по оформлению муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ» в пользу Князевой Светланы Адольфовны расходы за оказание юридических услуг в сумме <*> рублей, расходы по оформлению доверенности в сумме <*> рублей.
Князевой Светлане Адольфовне, Ананьевой Елене Сергеевне, Попову Виктору Васильевичу, Мирошниковой Станиславе Сергеевне, Титовой Анне Васильевне, Сампаловой Галине Михайловне, Сухих Валерию Ивановичу, Бугаевой Людмиле Евгеньевне, Александрову Юрию Вадимовичу в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Холмский городской округ» по принятию мер для установления муниципальной собственности на здание, возложении обязанности совершить действия по установлению права собственности на здание отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 21 февраля 2011 года.
Судья Т.Н. Литвинова