Дело № 2 - 205/ 2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 марта 2011 года
г. Холмск
Холмский городской суд
в составе:
председательствующего: судьи Лосевой Т.Г.,
при секретаре: Павлюк И.О.,
с участием истца Иванова П.М.,
представителя истца по доверенности от 08.12.2010г. № 1-3058 Давыдова А.В.,
представителя ООО УК « Холмск» про доверенности от 01.01.2011г. Комлевой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Иванова Петра Михайловича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» об устранении недостатков в системе теплоснабжения, обеспечении поступления тепла установленного параметра; устранении недостатков по содержанию общего имущества дома, устранении протечек кровли и фасада; взыскании материального ущерба, судебных издержек, неустойки, денежной компенсации морального вреда;
к открытому акционерному обществу « Тепло- энергетическая компания» о взыскании неустойки, денежной компенсации морального вреда;
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» и открытому акционерному обществу « Тепло- энергетическая компания» о взыскании солидарно расходов по уплате услуг представителя, оформление доверенности, расходов за измерение температуры,
установил:
Иванов П.М. обратился в суд с иском к ответчикам с указанными требованиями, в обоснование которых ссылается, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с октября 2010г. квартира не обеспечивается теплом надлежащих параметров, из- за протечек кровли и фасада дома происходят затекания влаги в квартиру, вследствие чего квартира требует ремонта, бездействием ответчиков причинен моральный вред. Просит суд обязать ООО УК «Холмск» устранить недостатки в системе теплоснабжения, обеспечить поступление тепла установленного параметра; устранить недостатки по содержанию общего имущества дома, устранить протечки кровли и фасада; взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты> руб., расходы по составлению экспертизы в размере <данные изъяты> руб., неустойку в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>., моральный вред в размере <данные изъяты> руб. С ОАО «Тепло- энергетическая компания» просит взыскать неустойку за ненадлежащее предоставление услуг в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., моральный вред в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, просит взыскать с ответчиков солидарно расходы по уплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности - <данные изъяты> руб., расходы за измерение температуры в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец и его представитель Давыдов А.В. просят иск удовлетворить по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика просит в иске отказать, так как дому требуется капитальный ремонт, решение о проведении капитального ремонта собственниками дома не принято, тем самым бездействие проявлено со стороны собственников дома.
Представитель ОАО « Тепло- энергетическая компания» в суд не явился. Возражения по иску не представлены. Ходатайства не заявлены.
Выслушав доводы истца, его представителя, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Иванов П.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Собственниками данного дома решением общего собрания от 09.12.2006г. выбран способ управления домом - управление управляющей организацией, а также выбрана управляющая организация - ООО УК« Холмск». Данные обстоятельства подтверждаются протоколом общего собрания собственников помещений от 09.12.2006г.
Начиная с мая 2007г. компания приступила к заключению договоров управления с собственниками жилых помещений, о чем свидетельствует представленный договор управления многоквартирным домом, заключенный с комитетом по управлению имуществом МО « Холмский городской округ» и администрацией МО « Холмский городской округ», по условиям данного договора компания взяла на себя обязательства по организации работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. С истцом договор управления не заключен, что стороны не оспаривают.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены « Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» - далее по тексту Правила № 491.
Согласно п. 10 Правил №491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Обязательные требования, предъявляемые к эксплуатации и техническому обслуживанию жилых помещений, установлены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 года № 170 (далее по тексту - Правила № 170 ).
Согласно п. 1.8 Правил № 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание здания.
При этом работы по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций состоят из
а) технического обслуживания (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотров;
в) подготовки к сезонной эксплуатации;
г) текущего ремонта;
д) капитального ремонта.
В соответствии с Правилами № 170 два раза в год (весной и осенью) организация, осуществляющая эксплуатацию жилого здания, обязана проводить общий технический осмотр здания.Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией.
Согласно п.4.6.1.2. Правил № 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В силу требований п. 3.3 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить:
температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций, чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения, чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим: в холодных чердачных помещениях - по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4 град. С выше температуры наружного воздуха);в теплых чердачных помещениях - по расчету, но не ниже 12 град. С.
Согласно п. 4.2.3.1. Правил № 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с пп. 5.1.1., 5.1.2 Правил № 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
Эксплуатация системы центрального отопления должна обеспечивать герметичность, немедленное устранение всех видимых утечек воды ( пп 5.2.1 Правил № 170).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - далее по тексту Правила.
Согласно п.2 Правил действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Исходя из п.4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзац 2 п.9 Правил устанавливает, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п.49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
В соответствии с п.75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Исследованными в ходе судебного разбирательства документами, а именно: актом проверки Госжилинспекции от 11.02.2010г., которым установлены следы протечек в жилых комнатах, кухне в виде плесневелых пятен вследствие промерзания фасада, протечек кровли; протоколом инструментального исследования микроклимата от 13.01.2011г., из содержания которого следует, что температура воздуха в жилых комнатах не соответствует санитарным нормам и правилам, судом установлена необходимость устранения недостатков в системе теплоснабжения, обеспечения поступления тепла установленного параметра; устранения недостатков по содержанию общего имущества дома, устранения протечек кровли и фасада, требования истца в данной части обоснованны и подлежат удовлетворению. Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества дома несет ООО УК « Холмск», в связи с чем суд обязывает ООО УК « Холмск» в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу устранить протечки со стороны кровли и фасада и проникновение влаги в <адрес>, а также в срок до 15 октября 2011 года обеспечить поступление тепла в отопительные батареи <адрес> установленного параметра.
Требования, предъявленные к ОАО « Тепло- энергетическая компания», не подлежат удовлетворению, так как в силу п.2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, истец в договорных отношениях с ОАО « Тепло- энергетическая компания» не состоит, судом не установлены и иные основания, по которым данный ответчик должен нести обязанности непосредственно перед истцом. Данная организация является ресурсоснабжающей организацией, плата за услуги по отоплению взимается непосредственно с собственника жилого помещения на основании заключенного соглашения с управляющей компанией, ответственность за надлежащее предоставление коммунальных услуг перед потребителем несет управляющая компания. Кроме того, суду не представлены доказательства, свидетельствующие, что ОАО « Тепло- энергетическая компания» поставляет тепло ненадлежащего качества. Из акта обследования тепловых сетей абонента от 09.03.2011г. следует, что температура на входе в дом соответствует нормативной.
Требование истца об уплате неустойки подлежит удовлетворению частично на основании ст. 30 Закона, согласно которой недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем, за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В соответствии с абзацем 6 п.5 ст. 28 Закона размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
В силу требований абзаца 6 п.5 ст. 28 Закона сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Таким образом, взысканию в пользу истца подлежит неустойка в размере цены оказания услуги по отоплению - <данные изъяты>.
Согласно ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Согласно ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Судом установлено, что в результате ненадлежащего содержания общего имущества дома истцу причинен вред, так как в результате затеканий со стороны кровли и фасада требуется ремонт в квартире - уборка, сушка, ремонт штукатурки потолка, замена обоев т.д. Данный вред подлежит возмещению путем взыскания с ответчика стоимости предстоящего ремонта квартиры. Имеющийся в деле расчет стоимости ремонта, произведенный оценочной компанией ООО « <данные изъяты>», суд признает допустимым доказательством размера причиненного ущерба на том основании, что представленный отчет соответствует требованиям, предъявляемым законом к отчету оценщика, составлен на основании осмотра квартиры, в отчете указаны необходимые работы, объем работ, их стоимость.
Согласно отчету стоимость предстоящего ремонта, включая необходимые материалы, определена в размере <данные изъяты> руб., данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Суд признает, что истцу причинен моральный вред в результате неисполнения ответчиком обязанности по устранению затеканий в квартире истца, ненадлежащему предоставлению услуг по теплоснабжению.
При определении размера компенсации морального вреда в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ суд принимает во внимание то обстоятельство, что ответчик никак не реагировал на заявления истца о необходимости устранения протечки кровли, и определяет размер компенсации морального вреда, исходя из требований разумности и справедливости, в размере <данные изъяты> рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины за выдачу доверенности нотариуса в размере <данные изъяты> руб., расходы по определению рыночной стоимости ущерба в размере <данные изъяты> руб., расходы за измерение температуры а размере <данные изъяты>. суд на основании ст. 94 ГПК РФ относит к судебным издержкам, расходы подтверждены соответственно подлинной доверенностью, приобщенной к делу, квитанцией к приходному ордеру от 13.12.2010г.№ 1142, квитанцией от 13.01.2011г. № 000043 и подлежат взысканию с ООО УК « Холмск».
Требование об оплате услуг представителя подлежит удовлетворению на основании ст. 100 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах. Расходы в сумме <данные изъяты> руб. подтверждены квитанцией к приходному ордеру от 21.12.2010г. № 64, данные расходы суд признает разумными, соответствующими объему и сложности выполненной работы, подлежащими взысканию в полном объеме.
Оплату государственной пошлины в силу ст. 103 ГПК РФ суд возлагает на ООО УК« Холмск».
руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Иванова Петра Михайловича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» об устранении недостатков в системе теплоснабжения, обеспечении поступления тепла установленного параметра; устранении недостатков по содержанию общего имущества дома, устранении протечек кровли и фасада; взыскании материального ущерба, судебных издержек, неустойки, денежной компенсации морального вреда; расходов по уплате услуг представителя, оформление доверенности, расходов за измерение температуры - удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу устранить протечки со стороны кровли и фасада и проникновение влаги в <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить поступление тепла в отопительные батареи <адрес> установленного параметра.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Холмск» в пользу Иванова Петра Михайловича материальный ущерб в размере <данные изъяты>., денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., судебные издержки в размере <данные изъяты>., неустойку в размере <данные изъяты> расходы по уплате услуг представителя в размере <данные изъяты>., расходы по оформлению доверенности в размере <данные изъяты>., расходы за измерение температуры в размере <данные изъяты>., в остальной сумме иска по требованию о взыскании неустойки - отказать.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Холмск» в доход МО « Холмский городской округ» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к открытому акционерному обществу « Тепло- энергетическая компания», - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Холмский городской суд.
Мотивированное решение составлено 15 марта 2011 года
Судья Т.Г. Лосева