Решение по иску о признании незаконным бездействия по обеспечению резервным источником электропитания ( дизельгенератор), объектов жизнеобеспечения



Дело 2 - 393/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 апреля 2011 года

г. Холмск

Холмский городской суд

Сахалинской области в составе

председательствующего: судьи Лосевой Т.Г.,

при секретаре Непомнящей А.С.,

с участием прокурора Бондарчук И.В.,

представителя ООО « Холмский водоканал» по доверенности от 12.01.2011г. № 09 Калашникова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Холмский городской округ», Комитету по управлению имуществом муниципального образования « Холмский городской округ ООО» о признании незаконным бездействия по обеспечению резервным источником электропитания ( дизельнгенератор), объектов жизнеобеспечения:

- ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное;

Возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» обеспечить резервным источником питания (дизельгенератором) указанные объекты жизнеобеспечения, врезервным источником питания (дизельгенератором).

3. Возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» обеспечить проведение монтажа оборудования, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию резервных источников электроснабжения (дизельгенераторов, дизельэлектростанций) на объектах жизнеобеспечения,

установил:

Холмский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Холмский городской округ», Комитету по управлению имуществом муниципального образования « Холмский городской округ ООО» с указанными требованиями, в обоснование которых ссылается, что объекты жизнеобеспечения:

- ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное не обеспечены резервными источниками питания, что создает предпосылки для нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания, создания угрозы их жизни, здоровью, имуществу, поскольку имеются условия, создающие угрозу аварийных ситуаций. При этом, ликвидация возможной аварийной ситуации повлечёт выделение из бюджета МО «Холмский городской округ» и бюджета Сахалинской области значительных финансовых средств, что недопустимо.

В судебном заседании прокурор Бондарчук И.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, отзывы на иск не представлены, ходатайства не заявлены.

Представитель ООО « Холмский водоканал» - третьего лица на стороне истца, Калашникова М.В. поддерживает исковые требования.

Представители ООО « Топливно - энергетическая компания», ООО « Комфорт» - третьих лиц на стороне истца, в судебное заседание не явились.

Выслушав доводы прокурора, представителя ООО « Холмский водоканал», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 43 Устава МО «Холмский городской округ» (далее по тексту - Устав), к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ч. 1 ст. 41 Устава администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.13 ст.48 Устава МО «Холмский городской округ» Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» осуществляет распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Холмского городского округа и осуществляет контроль за целевым использованием и техническим состоянием объектов муниципальной собственности.

Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, среди прочего, утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Согласно п. 113 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее по тексту - Постановление № 530) в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя.

Согласно п. 1.2.18 раздела 7 «Электрооборудование специальных установок» Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ), электроприёмники второй категории - электроприёмники, перерыв электроснабжения которых приводит, среди прочего, к нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Согласно п. 1.2.20 ПУЭ электроприёмники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприёмников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно п.п. 4.3 и 4.4 Порядка создания и использования областного резерва материально-технических ресурсов для предотвращения и оперативного устранения аварий на объектах ЖКХ Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от 16.03.2010 № 96, для получения материально-технических ресурсов из областного резерва МТР администрация муниципального образования представляет в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области обращение главы администрации муниципального образования с просьбой об оказании материально-технической помощи из областного резерва МТР.

Вышеприведённые законоположения администрацией МО «Холмский городской округ» и Комитетом по управлению имуществом МО « Холмский городской округ» нарушаются, поскольку резервные источники электроэнергии имеются не на всех объектах жизнеобеспечения муниципального образования.

Судом установлено, что в хозяйственном ведении ОАО «Тепло-энергетическая компания», ООО «Комфорт», ООО «Холмский водоканал» находятся котельные, водозаборы, очистные сооружения. Используя данные объекты, указанные предприятия предоставляют населению и предприятиям услуги по отоплению жилых помещений, водоснабжению и водоотведению.

Согласно договору аренды от 23.07.2010, заключённому между администрацией муниципального образования « Холмский городской округ» и Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ», с одной стороны, и ОАО «Тепло-энергетическая компания», с другой стороны, последнему передаётся во временное пользование для оказания услуг теплоснабжения муниципальное имущество, в состав которого входят ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская».

Согласно договору аренды, заключённому между администрацией муниципального образования « Холмский городской округ» и Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ», с одной стороны, и ООО «Комфорт», с другой стороны, последнему передаётся во временное пользование для оказания услуг теплоснабжения муниципальное имущество, среди которого, водонасосная с.Яблочное.

Согласно договору аренды от 15.01.2010, заключённому между администрацией муниципального образования « Холмский городской округ» и Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ», с одной стороны, и ООО «Холмский водоканал», с другой стороны, последнему передаётся во временное пользование для оказания услуг водоснабжения и водоотведения муниципальное имущество, в состав которого входит, водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская».

Согласно указанным договорам имущество является собственностью МО «Холмский городской округ», а передача его в аренду, пользование имуществом, не влечёт за собой права собственности на данное имущество.

Из сообщения администрации МО « Холмский городской округ» от 18.02.2011г. следует, что на вышеперечисленных объектах отсутствует резервный источник электроэнергии.

На указанные предприятия договорами не возложена обязанность приобретать какое-либо оборудование или возводить новые объекты за счёт собственных средств, а имеется только такое право, поставленное, в свою очередь, в зависимость от согласия арендодателя -Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ».

Поэтому при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг ОАО «ТЭК», ООО «Холмский водоканал», ООО «Комфорт» вправе использовать арендованное муниципальное имущество, но не обязано его приобретать или создавать, и только на этих условиях должно выполнять требования законодательства РФ, действующее в этой деятельности, в том числе и постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Согласно п.п. 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Оказанные услуги должны быть надлежащего качества, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вреда имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В случае не обеспечения администрацией муниципального образования и Комитетом по управлению имуществом МО « Холмский городской округ» объектов жизнеобеспечения резервными источниками электроэнергии предприятия, обслуживающие эти объекты, в случае отключения электроэнергии, будут лишены возможности исполнить условия договора перед потребителями по качественному предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора, что имеются предпосылки для нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания, создания угрозы их жизни, здоровью, имуществу, поскольку имеются условия, создающие угрозу аварийных ситуаций. При этом, ликвидация возможной аварийной ситуации повлечёт выделение из бюджета МО «Холмский городской округ» и бюджета Сахалинской области значительных финансовых средств, что недопустимо, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом необходимости решения организационных, финансовых вопросов суд обязывает администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» в срок до 31.12.2011г. обеспечить резервным источником питания (дизельгенератором) объекты жизнеобеспечения, - ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное, а Комитет по управлению имуществом муниципального образования « Холмский городской округ» в срок до 01.06.2012 года обеспечить проведение монтажа оборудования, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию резервных источников электроснабжения (дизельгенераторов, дизельэлектростанций) на объектах жизнеобеспечения:

- ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Холмский городской округ», Комитету по управлению имуществом муниципального образования « Холмский городской округ ООО» о признании незаконным бездействия по обеспечению резервным источником электропитания ( дизельнгенератор), объектов жизнеобеспечения:

- ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное;

Возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» обеспечить резервным источником питания (дизельгенератором) указанные объекты жизнеобеспечения, врезервным источником питания (дизельгенератором).

3. Возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» обеспечить проведение монтажа оборудования, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию резервных источников электроснабжения (дизельгенераторов, дизельэлектростанций) на объектах жизнеобеспечения, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования « Холмский городской округ», Комитета по управлению имуществом муниципального образования « Холмский городской округ» по обеспечению резервным источником электропитания ( дизельнгенератор) указанных объектов жизнеобеспечения.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» в срок до 31.12.2011г. обеспечить резервным источником питания (дизельгенератором) объекты жизнеобеспечения, - ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное.

Возложить обязанность на Комитет по управлению имуществом муниципального образования « Холмский городской округ» в срок до 01.06.2012 года обеспечить проведение монтажа оборудования, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию резервных источников электроснабжения (дизельгенераторов, дизельэлектростанций) на объектах жизнеобеспечения:

- ЦТП-2, ЦТП-2 «Молодежная», ЦТП-3 № «Стахановская» в г.Холмске.

- водонасосная «Холмская», водонасосная «60 лет Октября», водонасосная «Районная 2», водонасосная «Молодежная 2», водонасосная «Районная 1», водозабор «Малка», КНС ГАИ, КНС «Советская» в г.Холмске;

- водонасосная станция с.Яблочное.

На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Холмский городской суд.

Мотивированное решение составлено 03 мая 2011 года

Судья Т.Г. Лосева