Решение по заявлению о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом МО ` Холмский городской округ` о продаже земельного участка



Дело №2-598/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2011 года г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,

с участием заявителя Сакиева К.Т., представителя Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Орловой З.А., заинтересованных лиц ФИО12 ФИО11 представителя <данные изъяты>» Сакиева К.Т., представителя ФИО13. Тимонина Э.Е.,

при секретаре Тадевосян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сакиева Константина Тарасовича о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» о продаже земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Сакиев Константин Тарасович обратился в суд с названным заявлением, указав, что 26 февраля 2011 года в номере 23-26 газеты «Холмская панорама» было опубликовано объявление о том, что Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» информирует о принятом решении о продаже земельного участка, не связанного со строительством. Земельный участок расположен <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Оценочная стоимость <данные изъяты> руб. Заявки принимаются с 18.02.2011г. по 18.03.2011г. 09 марта 2011 в номере 30 газеты «Холмская панорама» было опубликовано объявление о продлении срока приема заявок на приобретение в собственность указанного земельного участка до 26.03.2011 года. Решение о продаже земельного участка оформлено Распоряжением №40 от 18.02.2011г. председателя Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Е.В.Федотовой. 25 марта 2011 года им подано заявление в Комитет о приобретении указанного участка для комплексного благоустройства, включающего озеленение, организации <данные изъяты>. 29 марта 2011г. Комитет уведомил его о принятом решении о продаже земельного участка с разрешенным использованием для размещения объектов жилого и общественно-делового назначения индивидуальным предпринимателям ФИО14 за установленную цену в размере <данные изъяты> рублей. Считает, что указанное решение о продаже земельного участка не соответствует закону и нарушает его права, поскольку Комитет фактически без какого-либо обоснования отказано в предоставлении ему спорного земельного участка на основании поданного заявления. Причину отказа со ссылками на норму закона Комитет в уведомлении от 29.03.2011г. не изложил. В нарушение ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в объявлении и решении о продаже земельного участка не указал критерии выбора победителей конкурса, отсутствует ссылка на порядок определения победителей, а также ссылка на какое-либо положение МО «Холмский городской круг», устанавливающее такие критерии и процедуру отбора. На момент принятия решения о продажи земельного участка такой нормативный акт в МО «Холмский городской округ» отсутствует. Полагает, что Комитетом нарушается принцип открытости и справедливости распоряжения землей. Оценочная стоимость земельного участка в объявлении о продаже составляет <данные изъяты> рублей, в заявке на приобретение земельного участка им была указана готовность выкупить предлагаемый земельный участок за гораздо большую цену. Однако, Комитет принял решение о продаже земельного участка за <данные изъяты> рублей без проведения торгов, на которых цена за земельный участок, а, следовательно, и доход бюджета МО «Холмский городской округ» могли быть значительно увеличены, что также является нарушением принципа эффективности, справедливости и открытости использования, распоряжения земель муниципальными органами. Продажа указанного земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ не отвечает принципу эффективного использования земли, противоречит целям разрешенного использования земельного участка. Указывает, что Комитет своим решением не имел право ограничивать разрешенное использование земельного участка, так как размещение объектов жилого и общественно-делового назначения разрешает строительство таких объектов на земельном участке. Просит признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» о продаже вышеуказанного земельного участка индивидуальным предпринимателям ФИО6 и ФИО3

Определением Холмского городского суда от 05 мая 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 и ФИО3.

Определением Холмского городского суда от 11 мая 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено <данные изъяты>

В судебном заседании заявитель Сакиев К.Т. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему, полагал, что продажа земельного участка должна была производиться на торгах.

Представитель <данные изъяты> Сакиев К.Т. в судебном заседании полагал заявление обоснованным, а решение Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» незаконным.

Заинтересованное лицо ФИО6 и его представитель Тимонин Э.Е., заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании полагали решение органа местного самоуправления законным и обоснованным, поскольку ФИО6 и ФИО3 как арендаторы имеют преимущественное право на покупку спорного земельного участка.

Представитель Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Орлова З.А. (доверенность №16 от 06.04.2011) требования не признала, полагала, что Комитетом принято законное решение в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, предусматривающая преимущественное право ФИО3 и ФИО6 на приобретение в собственность земельного участка, решение о продаже которого было опубликовано в средствах массовой информации.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п.19 ч.13 ст.48 Устава МО «Холмский городской округ» и п. 2.3 ст. 2 Положения о Комитете по управлению имуществом МО «Холмский городской округ», Комитет обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в части распоряжения земельными участками в соответствии действующим законодательством в порядке и пределах, определенных решением Собрания.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., относится к землям населенных пунктов, находится <данные изъяты>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. использование участка разрешено для размещения объектов жилого и общественно-делового назначения.

В силу ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В феврале - марте 2011 года на территории муниципального образования «Холмский городской округ» действовал «Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в МО «Холмский городской округ», утвержденный Решением Собрания МО «Холмский городской округ» от 22.05.2008г. №45/3-459 до 02 марта 2011 года и «Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в муниципальном образовании «Холмский городской округ», утвержденный Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 27.01.2011 N22/4-484. В указанных Положениях были установлены процедура и критерии предоставления земельных участков, не связанных со строительством, находящихся в государственной или муниципальной собственности в МО «Холмский городской округ».

Как следует из ст. 34 ЗК РФ по общему правилу при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, для отдельных категорий граждан не допускается установление каких-либо особых условий или приоритетов, если это прямо не предусмотрено законом.

На основании распоряжения председателя Комитета МО Холмский городской округ №40 от 18.02.2011г. 26.02.2011 года в номере газеты «Холмская панорама» опубликована информация о принятом Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» решении о продаже земельного участка, не связанного со строительством. Земельный участок расположен <данные изъяты>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. В объявлении указана оценочная стоимость участка <данные изъяты> рублей и дата принятия заявок с 18.02.2011г. по 18.03.2011г.

09.03.2011г. в газете «Холмская панорама» опубликовано объявление о продлении срока приема заявок на приобретение в собственность указанного земельного участка до 26.03.2011 года.

25.03.2011 года Сакиев К.Т. обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» о приобретении указанного земельного участка для комплексного благоустройства, включающего озеленение, организации паркового отдыха, занятия спортом, указав, что за испрашиваемый земельный участок он готов заплатить гораздо больше указанной в газете «Холмская панорама» суммы.

Также 25.03.2011г. <данные изъяты>» обратилось с подобным заявлением в Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ».

Как следует из договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» предоставил ФИО3 и ФИО6 в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м, согласно постановлению главы администрации МО «Холмский городской округ» от 19/08-2008 №783 «О предоставлении в аренду со множественностью лиц земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который расположен <данные изъяты>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Срок аренды установлен с 19 августа 2008 года по 19 августа 2011 года

В силу ч.8 ст.22 Земельного кодекса РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из приведенных норм следует, что владельцы объектов недвижимости имеют преимущественное перед другими право на приобретение земельных участков, находящимися под указанными объектами недвижимости. Если таких граждан и юридических лиц не имеется, арендаторы продаваемых земельных участков имеют преимущественное перед другими лицами право на покупку занимаемых ими земельных участков.

В соответствии со ст. 22 ЗК РФ, ст. 250 ГК РФ установлено для арендаторов право преимущественной покупки при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В случае отказа арендатора от покупки земельного участка, он может быть продан иным лицам.

28.02.2011г. ФИО6 и ФИО3 обратились в Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» с заявлением об осуществлении продажи им арендуемого земельного участка без аукциона и заключении договора купли-продажи данного участка, поскольку они обладают преимущественным правом на выкуп указанного земельного участка.

Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» №63-ИО от 28.03.2011г. земельный участок, <данные изъяты>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием для размещения объектов жилого и общественно-делового назначения, продан ФИО6 и ФИО3

29 марта 2011г. Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» направил в адрес Сакиева К.Т. уведомление о принятом решении о продаже земельного участка ФИО6 и ФИО3 за установленную цену в размере <данные изъяты> рублей.

Так в судебном заседании установлено, что после опубликования уполномоченным органом местного самоуправления решения о продаже земельного участка из земель поселения, были поданы четыре заявки о намерении приобрести указанный земельный участок. При этом две заявки поступили от арендаторов продаваемого земельного участка, которые согласились приобрести арендуемый земельный участок на условиях и по цене, предложенных продавцом. В связи с поступлением заявок от арендаторов о согласии приобрести земельный участок, находящийся у них в аренде, у Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» возникла обязанность продать указанный земельный участок его арендаторам ФИО6 и ФИО3, которые в силу закона имели преимущественное право на приобретение земельного участка. При проведении торгов, ФИО6 и ФИО3 не смогли бы реализовать принадлежащее им преимущественное право покупки земельного участка.

В судебном заседании установлено, что гражданин Сакиев К.Т., а также <данные изъяты>» не имеют объектов недвижимости на земельном участке, расположенном <данные изъяты>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и не являются арендаторами указанного земельного участка. Таким образом, заявитель не имел право преимущественной покупки земельного участка, следовательно, его права принятым органом местного самоуправления решением о продаже земельного участка не нарушены.

Доводы заявителя о том, что лица, подавшие заявку, не имели право на преимущественную покупку земельного участка, поскольку заявка была подана от индивидуальных предпринимателей, а не от граждан суд считает необоснованными, поскольку полагает, что статус граждан в данном случае не имеет значения.

Также суд считает, что Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» не нарушен п. 7 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в муниципальном образовании «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания МО «Холмский городской округ» №22/4-484 от 27.01.2011г., поскольку преимущественное право покупки земельного участка его арендаторами прямо предусмотрено законом.

Поскольку решение о продаже земельного участка его арендаторам принято Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с установленным порядком, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Сакиева К.Т.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Сакиеву Константину Тарасовичу в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» о продаже земельного участка ИП ФИО6 и ИП ФИО3, расположенного примерно <данные изъяты>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием для размещения объектов жилого и общественно-делового назначения - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2011 года

Судья Т.Н. Литвинова