Дело №2-697/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 года г. Холмск
Холмский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,
с участием помощника Холмского городского прокурора Бондарчук И.В., представителя Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Орловой З.А., представителя Администрации МО «Холмский городской округ» Даурцевой К.Д.,
при секретаре Тадевосян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Холмского городского прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» по обеспечению объектов здравоохранения резервными источниками электропитания, обязании обеспечить резервными источниками электропитания,
УСТАНОВИЛ:
Холмская городская прокуратура обратилась в суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» о признании незаконным бездействия по обеспечению резервным источником электропитания (дизельгенератором) объектов муниципальной системы здравоохранения, указав, что в апреле 2011 года проведена проверка обеспечения муниципальных объектов здравоохранения МО «Холмский городской округ» резервными источниками энергоснабжения, в ходе которой выявлено, что в отделениях МЛПУЗ «Холмская ЦРБ» не установлены источники бесперебойного питания, резервные источники электроэнергии имеются не на всех объектах. Так, проверкой установлено, что отсутствуют источники бесперебойного энергоснабжения в лечебном корпусе, расположенном по адресу: г. Холмск, ул. Советская, 103, включающим в себя детское отделение на 25 коек, кардиологическое отделение на 30 коек, в т.ч. 6 палат интенсивной терапии, терапевтическое отделение на 40 коек, рентгенологическое отделение, административную часть; в Яблочной участковой больнице, расположенной по адресу: с. Яблочное Холмского р-на, ул. Приморская, 9, включающей отделение сестринского ухода на 25 коек, терапевтическое отделение на 5 коек, поликлиническое отделение, пищеблок; в Чеховской участковой больнице, расположенной по адресу: с. Чехов Холмского р-на, ул. Больничная, 8, включающем отделение сестринского ухода на 35 коек, хирургическое отделение на 25 коек, терапевтическое отделение на 5 коек, рентгенологическое отделение. В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МЛПУЗ Холмская ЦРБ от 10.01.2006 №1, заключенным между Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» и МЛПУЗ Холмская ЦРБ и актами приема-передач к данному договору, МЛПУЗ Холмская ЦРБ передано в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе здания, в которых находятся вышеуказанные объекты. В случае необеспечения администрацией муниципального образования объектов здравоохранения резервными источниками электроэнергии МЛПУЗ Холмская ЦРБ будет лишена возможности по предоставлению гражданам своевременной и качественной медицинской помощи. При таких обстоятельствах имеются предпосылки для нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную среду обитания, создания угрозы их жизни, здоровью, поскольку имеются условия, создающие угрозу возникновения аварийных ситуаций. При этом ликвидация возможной аварийной ситуации повлечёт выделение из бюджета МО «Холмский городской округ» и бюджета Сахалинской области значительных финансовых средств, что недопустимо и требует принятия мер прокурорского реагирования. Просит признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» по обеспечению резервными источниками электропитания (дизельгенераторами) вышеуказанных объектов муниципальной системы здравоохранения и возложить на него обязанность по обеспечению резервными источниками питания (дизельгенератором) указанные объекты здравоохранения, проведению монтажа оборудования, пусконаладочных работ и вводу в эксплуатацию резервных источников электроснабжения (дизельгенераторов, дизельэлектростанций) на объектах здравоохранения.
Определением Холмского городского суда от 16 мая 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Холмский городской округ».
В судебном заседании прокурор Бондарчук И.В. заявление поддержала по указанным в нем основаниям.
Представитель Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Орлова З.А. (доверенность №16 от 06.04.2011г.) в судебном заседании заявленные требования не признала, поскольку в полномочия Комитета не входит обязанность по обеспечению учреждений резервными источниками питания, данное имущество не передавалось МЛПУЗ Холмская ЦРБ в оперативное управление.
Представитель Администрации МО «Холмский городской округ» Даурцева К.Д. (доверенность №2-Д от 1.01.2011г.) в судебном заседании пояснила, что Администрация МО «Холмский городской округ» наделена полномочиями по обеспечению МЛПУЗ Холмская ЦРБ резервными источниками электропитания.
Представитель МЛПУЗ Холмская ЦРБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.254 ГПК РФ предусмотрено обжалование действий (бездействий) должностных лиц, органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Холмской городской прокуратурой в апреле 2011г. проведена проверка обеспечения муниципальных объектов здравоохранения МО «Холмский городской округ» резервными источниками энергоснабжения, в ходе которой установлено, что отсутствуют источники бесперебойного энергоснабжения в лечебном корпусе, расположенном по адресу: г. Холмск, ул. Советская, 103, в Яблочной участковой больнице, расположенной по адресу: с. Яблочное Холмского р-на, ул. Приморская, 9, в Чеховской участковой больнице, расположенной по адресу: с. Чехов Холмского р-на, ул. Больничная, 8.
Согласно ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации охраняется здоровье людей.
Согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.14 ст.9 Устава МО «Холмский городской округ» к вопросам местного значения относится в том числе организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Одной из гарантий качественности предоставления медицинской помощи является ее своевременность, которая в том числе гарантируется наличием в медицинском учреждении источников бесперебойного питания для обеспечения постоянного энергоснабжения отделений больницы.
Согласно п.1 ст. 41 Устава МО «Холмский городской округ» администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Холмского городского округа, наделенный настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Холмского городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.
Согласно п. 3.1.11. Положения об администрации муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 19.02.2009 N 53/3-549,организация оказания на территории муниципального образования «Холмский городской округ» первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и после родов, является одним из полномочий администрации МО «Холмский городской округ».
Согласно п.168 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (в ред. от 31.12.2010 N1242) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6.
Согласно указанному приложению, в перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, включены медицинские учреждения.
Пунктом 197 Постановления предусмотрено, в случае возникновения внерегламентных отключений полное и (или) частичное ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо является следствием повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
В соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. №204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Таким образом, в целях обеспечения населения медицинской помощью в отделениях МЛПУЗ Холмская ЦРБ должны быть установлены источники бесперебойного питания.
В соответствии с Уставом МЛПУЗ Холмская ЦРБ в состав учреждения входят стационар по ул. Советская, 103, Чеховская участковая больница, Яблочная участковая больница.
На основании договора №1, заключенного 10.01.2006 г. между Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» и МЛПУЗ Холмская ЦРБ, а также актов приема-передачи от 10.01.2006г. Холмской ЦРБ передано в оперативное управление муниципальное имущество. Резервные источники электропитания в оперативное управление МЛПУЗ Холмская ЦРБ Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» не передавалось.
Об отсутствии указанных источников электропитания следует также из писем МЛПУЗ Холмская ЦРБ в адрес Администрации МО «Холмский городской округ», председателю КЧС и ОПБ МО «Холмский городской округ» от 28.12.2010г.
Комитет по управлению имуществом обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в порядке и пределах, определенных настоящим Уставом и решением Собрания, осуществляет распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Холмского городского округа (п.13 ст.48 Устава МО «Холмский городской округ»).
Из закрепленных за Комитетом Уставом МО «Холмский городской округ» и Положением о Комитете по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» полномочий видно, что Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» наделен полномочиями в отношении имеющегося муниципального имущества, обязанностей по обеспечению муниципальных учреждений резервными источниками питания за Комитетом не закреплено.
В связи с изложенным обязанность по обеспечению МЛПУЗ Холмская ЦРБ резервными источниками электропитания суд возлагает на Администрацию МО «Холмский городской округ».
Согласно ст. 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 28.09.2010г. граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, в том числе путем предоставления населению доступной медико-социальной помощи.
При таких обстоятельствах, необеспечение Администрацией муниципального образования объектов здравоохранения резервными источниками электроэнергии, МЛПУЗ Холмская ЦРБ будет лишена возможности по предоставлению гражданам своевременной и качественной медицинской помощи.
Поскольку Администраций МО «Холмский городской округ» не предоставлено суду доказательств принятия мер по обеспечению лечебного учреждения необходимым оборудованием, суд считает незаконным бездействие Администрации МО «Холмский городской округ» по обеспечению резервным источником электропитания указанных в заявлении объектов муниципальной системы здравоохранения.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на Администрацию МО «Холмский городской округ» обязанность по обеспечению резервными источниками питания стационарное отделение, расположенное по адресу: г. Холмск, ул. Советская, 103, Яблочную участковую больницу, расположенную по адресу: с. Яблочное Холмского р-на, ул. Приморская, 9, Чеховскую участковую больницу, расположенную по адресу: с. Чехов Холмского р-на, ул. Больничная, 8.
Выбор конкретного оборудования, порядок обеспечения лечебного учреждения источниками электропитания (проведение монтажа оборудования, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию дизельгенераторов или дезельэлектростанций) будет определяться органом местного самоуправления самостоятельно с учетом особенностей объектов здравоохранения, в связи с чем суд считает, что не имеется оснований для удовлевторения заявленных требований в части указания конкретных работ.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в части обеспечения резервными источниками питания объектов здравоохранения в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Холмского городского прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» по обеспечению объектов здравоохранения резервными источниками электропитания, обязании обеспечить резервными источниками электропитания удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» по обеспечению резервными источниками электропитания объектов муниципальной системы здравоохранения: лечебного корпуса, расположенного по адресу: г. Холмск ул. Советская, 103, Яблочной участковой больницы, расположенной по адресу: с. Яблочное Холмского района ул. Приморская, 9, Чеховской участковой больницы, расположенной по адресу: с. Чехов Холмского района ул. Больничная, 8.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» обязанность в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить резервными источниками питания лечебный корпус, расположенный по адресу: г. Холмск ул. Советская, 103, Яблочную участковую больницу, расположенную по адресу: с. Яблочное Холмского района ул. Приморская, 9, Чеховскую участковую больницу, расположенную по адресу: с. Чехов Холмского района ул. Больничная, 8.
В удовлетворении остальной части требований к Администрации МО «Холмский городской округ» Холмского городскому прокурору отказать.
Холмскому городскому прокурору в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» и возложении обязанности обеспечить объекты здравоохранения резервными источниками электропитания отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 30 мая 2011 года.
Судья Т.Н. Литвинова