о возложении обязанностей по установке автоматической пожарнеой сигнализацией



Дело №2-475/11

       Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года                                г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,

    с участием старшего помощника Холмского городского прокурора Грацианской Г.А., представителя МЛПУЗ Холмская ЦРБ Степанова С.В., представителя Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Хегай Е.Д.,

при секретаре Тадевосян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Холмского городского прокурора, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница, Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовому управлению муниципального образования «Холмский городской округ», Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Министерству Здравоохранения Сахалинской области о возложении обязанности по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией,

                    У С Т А Н О В И Л:

Холмский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к МЛПУЗ Холмская ЦРБ, указав, что Холмской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что здания и помещения МЛПУЗ Холмскай ЦРБ не отвечают требованиям пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки Территориального отдела Государственного пожарного надзора Сахалинской области по Холмскому району от 27.12.2010 года. Так здание межрайонной диагностической лаборатории СПИД, расположенное по адресу: <адрес>, поликлиника по адресу: <адрес>, стоматологическая поликлиника по адресу: <адрес>, женская консультация по адресу: <адрес>, помещения, расположенные на территории автохозяйства, по адресу: г. <адрес> Зеленый, 10, процедурный кабинет с Чехов по адресу: <адрес>, фельдшерско-акушерский пункт <адрес> по адресу: <адрес> не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Приведение указанных зданий и помещений в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности необходимо для обеспечения безопасности как работников больницы, так и пациентов. Просит возложить на МЛПУЗ Холмская ЦРБ обязанность по оборудованию помещения межрайонной диагностической лаборатории СПИД (<адрес>), поликлиники (<адрес>), стоматологической поликлиники (<адрес>), женской консультации (<адрес>), помещений, расположенных на территории автохозяйства (г. <адрес> Зеленый, 10), процедурного кабинета (<адрес>), фельдшерско-акушерского пункта <адрес>) автоматической пожарной сигнализацией не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Холмского городского суда от 26 апреля 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовое управление муниципального образования «Холмский городской округ», Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Министерство Здравоохранения Сахалинской области.

В судебном заседании прокурор Грацианская Г.А. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, полагала необходимым возложить обязанность по установке автоматической пожарной сигнализации на МЛПУЗ Холмская ЦРБ. Просила установить сроки установки сигнализации в соответствии с муниципальной программой.

Представитель МЛПУЗ Холмская ЦРБ Степанов С.В. в судебном заседании иск не признал в полном объеме по изложенным в возражениях основаниям.

Представитель Комитета по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» Хегай Е.Д. в судебном заседании иск не признала в полном объеме, полагала, что обязанность по установке автоматической пожарной сигнализации на объектах медицинского учреждения должна быть возложена на МЛПУЗ Холмская ЦРБ, которому муниципальное имущество передано в оперативное управление.

Представитель Администрации МО «Холмский городской округ», Финансового управления МО «Холмский городской округ», Министерства здравоохранения Сахалинской области в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства здравоохранения Сахалинской области направил в суд отзыв на иск в письменной форме.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Статьями 20, 41 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

В силу ст.2 ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденные приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, устанавливают требования пожарной безопасности, которые обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

    Как следует из п. 1.1 Устава МЛПУЗ Холмская ЦРБ, учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета на основании сметы, средств фонда обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно договору №1 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МЛПУЗ «Холмская ЦРБ» от 10 января 2006 года, приложению №1, соглашению №3 от 27 апреля 2009г., акту приема-передачи от 27 апреля 2009 года, здание городской больницы по <адрес> в <адрес>, здание поликлиники №2 по <адрес> в <адрес>, здание стоматологической поликлиники по <адрес> в <адрес>, здание женской консультации по <адрес> в <адрес>, домик сторожевой, скорая помощь, боксы-гаражи по пер. Зеленому, 10 в <адрес>, здание фельдшерско-акушерского пункта <адрес> закреплены Комитетом по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» за МЛПУЗ Холмская ЦРБ.

    В соответствии с п.1.8.1, 1.8.2,1.8.4, 1.8.5, 1.8.6.1, 1.8.6.5 Устава МЛПУЗ Холмская ЦРБ, учреждение имеет в своем составе поликлинику №2, стоматологическую поликлинику, женскую консультацию, межрайонную диагностическую лабораторию СПИД, Чеховскую участковую больницу, ФАП «Пятиречье».

    В соответствии с п. 4.7 договора №1 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МЛПУЗ «Холмская центральная районная больница» от 10.01.2006 года, МЛПУЗ Холмская ЦРБ приняло на себя обязанности по выполнению всех распоряжений и предписания Федеральных и местных органов власти, относящихся к содержанию муниципального имущества, в частности пожарной охраны.

Пункт 4 Правил пожарной безопасности в РФ указывает, что руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В соответствии с п.1 норм пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003гю №315 настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). На объектах, относящихся к муниципальному имуществу, установка АУПТ и АУПС является обязательной. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении к НПБ 110-03 (п. 14).

Из пункта 9 таблицы №1 к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией вышеуказанных НПБ следует, что здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) вне зависимости от площади и этажности, при этом следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (придаточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и иных помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной безопасности, лестничных клеток.

Согласно п.10 Правил пожарной безопасности в РФ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

С учетом приведенных норм пожарной безопасности, исходя из назначения вышеуказанных зданий, в них должна быть установлена автоматическая пожарная сигнализация учреждением, в оперативном управлении которого они находятся.

    Таким образом, установление пожарной сигнализации в зданиях и помещениях учреждения является обязанностью МЛПУЗ Холмская ЦРБ.

    Вместе с тем, как следует из Целевой муниципальной Программы «Пожарная безопасность подразделений Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения Холмская центральная районная больница на 2010-2012 годы» (постановление Администрации МО «Холмский городской округ» «1764 от 30.12.2009г., №720 от 18.06.2010 года) источником финансирования работ по установке пожарной сигнализации является бюджет муниципального образования «Холмский городской округ», следовательно МЛПУЗ Холмская ЦРБ обязано установить автоматическую пожарную сигнализацию за счет средств местного бюджета.

Из акта проверки №319 от 27.11.2010 года, предписания №319/1/139 следует, что в помещениях и зданиях МЛПУЗ Холмская ЦРБ: межрайонная диагностическая лаборатория СПИД, поликлиника №2, стоматологическая поликлиника, помещения автохозяйства, процедурный кабинет <адрес>, ФАП <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Помещение женской консультации не оборудовано системой оповещения людей о пожаре 2 типа.

Согласно договору №43-2х от 01 января 2011 года, заключенному между ООО ЧОП «Цербер» и МЛПУЗ Холмская ЦРБ, пожарная сигнализация в помещении женской консультации по адресу: <адрес> имеется.

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что в зданиях и помещениях лечебного учреждения, находящихся в оперативном управлении ответчика на основании договора, не установлена автоматическая пожарная сигнализация (кроме помещения женской консультации), что является нарушением правил и норм пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что здания и помещения, находящиеся в пользовании МЛПУЗ Холмская ЦРБ не отвечают требованиям пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, следовательно, исковые требования Холмского городского прокурора подлежат удовлетворению к МЛПУЗ Холмская ЦРБ, обязанному в силу закона соблюдать правила пожарной безопасности в принадлежащих ему на праве оперативного управления помещениях и зданиях.

В силу вышеприведенных норм, суд считает Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовое управление муниципального образования «Холмский городской округ», Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Министерство Здравоохранения Сахалинской области ненадлежащими ответчиками, в связи с чем исковые требования к указанным ответчикам подлежат отклонению.

При определении срока исполнения решения суда в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд принимает во внимание сроки установки пожарной сигнализации, предусмотренные целевой программой.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей подлежат взысканию с МЛПУЗ Холмская ЦРБ на основании ст. 103 ГПК РФ.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                      Р Е Ш И Л :

Исковые требования Холмского городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница, Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовому управлению муниципального образования «Холмский городской округ», Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Министерству Здравоохранения Сахалинской области о возложении обязанности по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения Холмская центральная районная больница за счет средств бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией:

помещение поликлиники №2, расположенное по адресу: <адрес> в срок до 31 декабря 2011 года;

следующие помещения и здания: межрайонную диагностическую лаборатории СПИД, расположенную по адресу: <адрес>, стоматологическую поликлинику, расположенную по адресу: <адрес>, помещения автохозяйства (здание хозяйственной части, здание диспетчерской, ремонтные боксы, боксы для автотранспорта), расположенные по адресу: город <адрес> Зеленый, 10, процедурный кабинет Чеховской участковой больницы, расположенный по адресу: <адрес>, фельдшерско-акушерский пункт села Пятиречье, расположенный по адресу: <адрес> в срок до 31 декабря 2012 года.

Холмскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница о возложении обязанности по оборудованию помещения женской консультации автоматической пожарной сигнализацией отказать.

Холмскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовому управлению муниципального образования «Холмский городской округ», Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», Министерству Здравоохранения Сахалинской области о возложении обязанности по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией отказать.

Взыскать с Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения Холмская центральная районная больница государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» в сумме 200 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение принято 27 июня 2011 года.

                Судья                                                                  Т.Н.Литвинова