Решение по иску об обязательстве оборудования входа в здание магазина, пандусом с поручными для беспрепятственного доступа гражданам с ограниченными возможностями



Дело № 2-887/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2011 года                                г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Смирнова С.Г.,

при секретаре Павлюк И. О.,

с участием прокурора Грацианской Г. А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальным предпринимателям Черемных Нине Николаевне, Черемных Виктору Ивановичу об обязательстве оборудования входа в здание магазина, расположенного по адресу: г. Холмск, ул. Советская, 115, пандусом с поручнями для беспрепятственного доступа гражданам с ограниченными возможностями (инвалидов),

У С Т А Н О В И Л:

Холмский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, указывая, что ответчиками эксплуатируется здание магазина расположенного по адресу г. Холмск ул. Советская, 115, принадлежащее им на праве собственности. Указанное здание магазина не отвечает требованиям законодательства. На входе в магазин отсутствуют приспособления для маломобильных групп населения. Не соблюдаются требования СНиП 35-01-2001, утвержденного Постановлением Госстроя от 16.06.2001 № 73, что нарушает права граждан, имеющих нарушения функции опорно – двигательного аппарата. Прокурор просит суд возложить на индивидуальных предпринимателей Черемных Виктора Ивановича и Черемных Нину Николаевну обязанность в срок до 31.12.2011 года оборудовать вход в здание магазина, расположенного по адресу: г. Холмск, ул. Советская, 115, пандусом с поручнями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями (инвалидов).

В судебном заседании прокурор иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просят суд рассмотреть дело в их отсутствие.

    Выслушав прокурора, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к убеждению, что иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку автомобильными дорогами в пределах муниципального образования пользуется неопределенное количество лиц, имеющих право на безопасное дорожное движение, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.

В преамбуле Федерального закона РФ от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» указано, что указанный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Постановлением Госстроя РФ № 74, Минтруда РФ № 51 от 22.12.1999 года утвержден «Порядок реализации требований доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Указанный документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями (к которым могут быть отнесены люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно - зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.

Строительными нормами и правилами № 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госстроя № 73 от 16.06.2001 г. предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь непрерывные поручни и перила.

Совокупный анализ приведенных норм права, регулирующих спорное правоотношение, позволяет сделать вывод о том, что обязательства по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в том числе для инвалидов, возложены на субъекты спорного правоотношения при осуществления ими проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений.

Вместе с тем, теми же нормами права, либо другими нормативно – правовыми актами субъектам спорного правоотношения не вменено в обязанность производства дополнительных работ, направленных на оборудование находящихся в эксплуатации зданий и сооружений пандусами с поручнями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями.

Как следует из технического паспорта сооружения, расположенного в г. Холмске по ул. Советская, 115, указанный объект недвижимого имущества построен в 1979 году. То есть, до введения в действие СНиПа № 35-01-2001, что лишает возможности применения к спорному правоотношению, указанных Строительных норм и правил. Данных о реконструкции здания технический паспорт не содержит.

При таких данных, когда судом установлено отсутствие у ответчиков обязанностей по исполнению спорного обязательства, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

              Холмскому городскому прокурору в иске в интересах неопределенного круга лиц к Черемных Нине Николаевне, Черемных Виктору Ивановичу об обязательстве оборудования входа в здание магазина, расположенного по адресу: г. Холмск, ул. Советская, 115, пандусом с поручнями для беспрепятственного доступа гражданам с ограниченными возможностями (инвалидов) отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                     С.Г.Смирнов