Решение по иску о признании незаконными и отмене приказов



Дело №2-965/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2011 года                             г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,

с участием истца Шубиной А.А., представителя истцов Шубиной А.А. и Лавреевой Е.А. Наумова С.А.,

при секретаре Павлюк И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавреевой Елены Алексеевны, Шмакова Дмитрия Олеговича, Попова Антона Анатольевича, Ларченко Владимира Павловича, Микрюкова Евгения Владимировича, Смоляровой Елены Валентиновны, Подлипской Марины Анатольевны, Шубиной Александры Александровны, Крапивенцевой Ирины Георгиевны, Ключук Ларисы Николаевны, Гиниятуллиной Евгении Николаевны к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница о признании незаконными и отмене приказов от 21 апреля 2011 года и от 08 апреля 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Лавреева Елена Алексеевна, Шмаков Дмитрий Олегович, Попов Антон Анатольевич, Ларченко Владимир Павлович, Микрюков Евгений Владимирович, Смолярова Елена Валентиновна, Подлипская Марина Анатольевна, Шубина Александра Александровна, Крапивенцева Ирина Георгиевна, Ключук Лариса Николаевна, Гиниятуллина Евгения Николаевна обратились в суд с названным иском, указав, что являются медицинскими работниками и работают в отделении скорой медицинской помощи в МЛПУЗ Холмская ЦРБ на основании трудовых договоров. Приказом №98 от 21 апреля 2011 года на медицинских работников отделения скорой медицинской и неотложной помощи МЛПУЗ Холмская ЦРБ, имеющих специальную подготовку, возложена обязанность с 25 апреля 2011 года проводить медицинское освидетельствование на состояние опьянения круглосуточно. Считают данный приказ незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим порядок оказания медицинской помощи, с должностными обязанностями, указанными в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих и в должностных инструкциях, они не обязаны проводить медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Указывают, что своего письменного согласия на выполнение работ по проведению медицинского освидетельствования они не давали, считают, что работодатель требует от них выполнение работы, не предусмотренной трудовым договором, в связи с чем приказ №98 от 21 апреля 2011 года издан с нарушением требований Трудового кодекса РФ. Также указывают, что приказом №913 от 08 апреля 2011 года им незаконно была прекращена выплата надбавок стимулирующего характера, установленных пунктом 2 приказа №243 от 27 января 2011 года. Считают, что надбавки, стимулирующего характера, установленные приказом №243 от 27.01.2011 года, являлись одним из условий трудового договора, поскольку указанные выплаты входят в систему оплаты труда в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ. Отменяя надбавки стимулирующего характера, МЛПУЗ Холмская ЦРБ не предупредило их за два месяца об изменении условий труда, сами условия труда, при которых устанавливалась надбавка, не изменились. Просят признать незаконным и отменить приказ МЛПУЗ Холмская ЦРБ №98 от 21 апреля 2011 года и приказ №913 от 08 апреля 2011 года.

Определением Холмского городского суда от 02 августа 2011 года гражданские дела по искам Лавреевой Елены Алексеевны, Шмакова Дмитрия Олеговича, Попова Антона Анатольевича, Ларченко Владимира Павловича, Микрюкова Евгения Владимировича, Смоляровой Елены Валентиновны, Подлипской Марины Анатольевны, Шубиной Александры Александровны, Крапивенцевой Ирины Георгиевны, Ключук Ларисы Николаевны, Гиниятуллиной Евгении Николаевны к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница о признании незаконными и отмене приказов от 21 апреля 2011 года и от 08 апреля 2011 года объединены в одно производство.

Истец Шубина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель истцов Шубиной А.А. и Лавреевой Е.А. Наумов С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Истцы Лавреева Е.А., Шмаков Д.О., Попов А.А., Ларченко В.П., Микрюков Е.В., Смолярова Е.В., Подлипская М.А., Крапивенцева И.Г., Ключук Л.Н., Гиниятуллина Е.Н., представитель МЛПУЗ Холмская ЦРБ в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно трудовым договорам и трудовым книжкам Лавреева Е.А., Гиниятуллина Е.Н., Смолярова Е.В. (Плешкова), Попов А.А., Микрюков Е.В., Крапивенцева И.Г., Ключук Л.Н., Шубина А.А. работают в МЛПУЗ Холмская ЦРБ <данные изъяты> скорой и неотложной медицинской помощи, Подлипская М.А., Ларченко В.П., Шмаков Д.О. работают врачами выездной бригады отделения скорой и неотложной медицинской помощи.

21 апреля 2011 года приказом №98 МЛПУЗ Холмская ЦРБ на медицинских работников отделения скорой и неотложной помощи МЛПУЗ Холмская ЦРБ, имеющим специальную подготовку, возложена обязанность с 25 апреля 2011 года проводить медицинское освидетельствование на состояние опьянение круглосуточно. Приказ издан с целью организации работы лечебного учреждения по вопросам проведения круглосуточного медицинского освидетельствования на состояние опьянения согласно приказу МЗ РФ от 14.07.2003 года №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Обязательным условием трудового договора является в соответствии со ст. 57 ТКУ РФ условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Согласно пункту 2 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 года №179, скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.

Основными функциями станции скорой медицинской помощи являются: - круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях; - осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи; - оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, в кабинете для приема амбулаторных больных (пункт 7 Порядка).

Из должностных обязанностей врача и фельдшера скорой медицинской помощи, закрепленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей в сфере здравоохранения» видно, что у врача и фельдшера скорой медицинской помощи отсутствуют обязанности по проведению освидетельствования на состояние опьянения.

Также в трудовых договорах истцов и должностных инструкциях фельдшера и врача выездной бригады скорой медицинской помощи, действующих до 21 апреля 2011 года, отсутствуют обязанности медицинских работников отделения скорой медицинской помощи по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В силу ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что при приеме на работу и заключении трудовых договоров, в обязанности истцов не вменялась обязанность по проведению медицинского освидетельствования граждан на состояние опьянения, данная обязанность возложена на медицинских работников с 25 апреля 2011 года приказом от 21 апреля 2011 года. Также 21 апреля 2011 года МЛПУЗ Холмская ЦРБ утверждены новые должностные инструкции фельдшера и врача выездной бригады отделения скорой и неотложной медицинской помощи, в которых содержится обязанность медицинских работников при наличии специальной подготовки проводить освидетельствование на состояние опьянения.

Ответчиком возложены на истцов дополнительные должностные обязанности, которые ранее не были предусмотрены трудовыми договорами, а также которые не соответствуют целям и смыслу оказания скорой медицинской помощи.

В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Из приведенных норм следует, что работодатель может возложить на работника дополнительные обязанности только с его письменного согласия и за дополнительную плату. Однако, своего согласия на выполнение дополнительной обязанности по освидетельствованию граждан на состояние опьянения истцы не давали, работодатель не ознакомил их с новыми должностными обязанностями, о чем свидетельствует отсутствие подписей истцов об ознакомлении с должностными инструкциями.

Кроме того, согласно п. 4 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом-фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (приложение N 7).

Согласно приведенных требований Инструкции, освидетельствование проводится врачом, прошедшим соответствующую подготовку. Фельдшер может проводить освидетельствование на состояние опьянения только в сельской местности, когда отсутствует возможность проведения освидетельствования врачом. Возложение на фельдшеров отделения скорой медицинской и неотложной помощи МЛПУЗ Холмская ЦРБ, работающих в г. Холмске, обязанностей по освидетельствованию на состояние опьянения не соответствует требованиям приведенной инструкции.

При таких обстоятельствах, суд считает, что приказ №98 от 21 апреля 2011 года о возложении на медицинских работников отделения скорой медицинской и неотложной помощи, имеющим специальную подготовку, обязанности по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения, издан с нарушением требований трудового законодательства, следовательно является незаконным.

Требование об отмене приказа №98 от 21 апреля 2011 года удовлетворению не подлежит как излишне заявленное, поскольку признание приказа незаконным влечет его недействительность с момента издания.

Приказом МЛПУЗ Холмская ЦРБ №243 от 27 января 2011 года врачам скорой медицинской помощи выездной бригады установлена стимулирующая надбавка в размере 10 % к установленному должностному оклада, фельдшерам выездной бригады в размере 20% за напряженность труда, связанную с работой в сложных условиях, необходимость обслуживания вызовов и посещение домов – притонов.

Приказом МЛПУЗ Холмская ЦРБ №913 от 08 апреля 2011 года выплата надбавок стимулирующего характера, установленных п. 2 приказа №243 от 27 января 2011 года, прекращена с 15 апреля 2011 года в связи с прекращением оснований выплат этих надбавок.

Согласно абз. 1,2,4 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Пунктом 4 Положения о порядке и условиях применения стимулирующих выплат работникам МЛПУЗ Холмская ЦРБ, определены критерии выплаты стимулирующих выплат врачебному и среднему медицинскому персоналу, работающему в отделении СНМП. Согласно Положению, конкретные размеры стимулирующих выплат определяются с учетом результатов деятельности учреждения, учитывающих объем и качество выполняемой работы, и личного вклада работника и устанавливаются на текущий год. Размер стимулирующих выплат может снижаться или аннулироваться в полном размере до окончания срока установления за невыполнение в полном объеме условий их выплаты, нарушения прямых функциональных обязанностей, отсутствие финансирования.

В силу ст. 74 ТК РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из трудовых договоров, заключенных ответчиком с истцами, видно, что при их приеме на работу не была предусмотрена выплата стимулирующей надбавки, следовательно, выплата стимулирующего характера не является для истцов существенным условием труда.

Приказом №243 от 27.01.2011 года МЛПУЗ Холмская ЦРБ приняло решение об оплате медицинским работникам отделения скорой медицинской и неотложной помощи надбавки за не расчищенные подъезды к домам, отсутствие нумерации жилых строений и не освещенные подъезды, необходимость посещать дома-притоны. Согласно приказу №913 от 08 апреля 2011 года основания выплаты надбавки отпали, т.е. перестали существовать условия, послужившие основанием для выплаты надбавки.

Таким образом, поскольку выплата стимулирующих надбавок для истцов не является существенным условием труда, которое устанавливалось при заключении трудового договора, основания выплаты надбавки отпали, суд считает приказ №913 от 08 апреля 2011 года не противоречащим трудовому законодательству и не находит оснований для признания его незаконным.

Доводы истцов в заявлении о том, что выплата надбавки стимулирующего характера являются существенным условием труда, поскольку входит в систему оплаты труда являются ошибочными, поскольку конкретно для истцов выплата стимулирующей надбавки не предусматривалась при заключении трудового договора, не носит постоянный характер, установлена за выполнение работы в определенных условиях и в определенное время.

В связи с изложенным, суд отказывает в удовлетворении исковых требовании о признании незаконным и отмене приказа № 913 от 21 апреля 2011 года.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с МЛПУЗ Холмская ЦРБ в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковые требования Лавреевой Елены Алексеевны, Шмакова Дмитрия Олеговича, Попова Антона Анатольевича, Ларченко Владимира Павловича, Микрюкова Евгения Владимировича, Смоляровой Елены Валентиновны, Подлипской Марины Анатольевны, Шубиной Александры Александровны, Крапивенцевой Ирины Георгиевны, Ключук Ларисы Николаевны, Гиниятуллиной Евгении Николаевны к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница о признании незаконными и отмене приказов от 21 апреля 2011 года и от 08 апреля 2011 года удовлетворить частично.

Признать приказ Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения Холмская центральная районная больница №98 от 21 апреля 2011 года «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» незаконным.

Лавреевой Елене Алексеевне, Шмакову Дмитрию Олеговичу, Попову Антону Анатольевичу, Ларченко Владимиру Павловичу, Микрюкову Евгению Владимировичу, Смоляровой Елене Валентиновне, Подлипской Марине Анатольевне, Шубиной Александре Александровне, Крапивенцевой Ирине Георгиевне, Ключук Ларисе Николаевне, Гиниятуллиной Евгении Николаевне в удовлетворении исковых требований к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница об отмене приказа №98 от 21 апреля 2011 года отказать.

Лавреевой Елене Алексеевне, Шмакову Дмитрию Олеговичу, Попову Антону Анатольевичу, Ларченко Владимиру Павловичу, Микрюкову Евгению Владимировичу, Смоляровой Елене Валентиновне, Подлипской Марине Анатольевне, Шубиной Александре Александровне, Крапивенцевой Ирине Георгиевне, Ключук Ларисе Николаевне, Гиниятуллиной Евгении Николаевне в удовлетворении исковых требований к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения Холмская центральная районная больница о признании незаконным и отмене приказа №913 от 21 апреля 2011 года отказать.

Взыскать с Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения Холмская центральная районная больница в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 24 августа 2011 года.

Судья                                     Т.Н. Литвинова