Решение по иску о взысании компенсации морального вреда,убытков,обязании исполнять законодательство



Дело №2-959/1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2011 года                             г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,

с участием истца Пустовгара А.В., представителя ООО УК «Холмск» Комлевой Ю.М.,

при секретаре Тадевосян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пустовгара Анатолия Владимировича к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» о взыскании компенсации морального вреда, убытков, обязании исполнять законодательство,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Пустовгар Анатолий Владимирович обратился в суд с настоящим иском, указав, что проживает по <адрес>, управляющей организацией, обслуживающей дом является ответчик, который не исполняет Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Указывает, что управляющая организация отказывается регистрировать заявки о неоказании коммунальных услуг, с указанием фамилии и номера заявки, игнорирует составлении актов по непредоставлению коммунальных услуг и порчи общего имущества в многоквартирном доме.12.11.2010 года он обратился в ООО УК «Холмск» с заявлением произвести перерасчет за фактически неоказанные услуги: отсутствие тепла в квартире, отсутствие холодной воды в ночное время. 31.01.2011 года он повторно обратился в ООО УК «Холмск с требованием произвести перерасчет за октябрь – декабрь 2010 года, так как не производилась уборка подъезда, очистка крыльца и территории у подъезда от мусора, снега и наледи. До настоящего времени ответа на указанные заявления не получил. В дальнейшем он обращался с заявлениями (от 31.01.2011 года, 03.02.2011 года, 22.03.2011 года, 31.03.2011 года) с требованием сделать перерасчет, а так же сообщить по каким причинам не производится уборка подъездов, придомовой территории. Указывает, что на протяжении длительного времени ему приходится обращаться в управляющую организацию и другие инстанции для решения вопроса о получении надлежащих услуг и работ, в связи с чем, он переживает, нервничает, находится в стрессовой ситуации, вынужден проживать в доме, не отвечающем требованиям безопасности. Просит суд взыскать с ООО УК «Холмск» компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, взыскать убытки, связанные с отправкой почтовой корреспонденции и фотографирование в сумме <данные изъяты>, обязать ответчика исполнять законодательство о перерасчете платы за неоказанные или ненадлежащим образом оказанные коммунальные услуги.

13 июля 2011 года истец представил дополнение к исковому заявлению, указал, что в мае, июне 2010 года, в июле 2011 года также обращался в управляющую организацию по вопросу перерасчета за ненадлежаще оказанные услуги, однако, ответа на свои заявки не получил. Просил дополнительно взыскать убытки, связанные с отправкой корреспонденции, в сумме <данные изъяты>. 29 июля 2011 года истец просил дополнительно взыскать убытки в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истец Пустовгар А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Комлева Ю.М. исковые требования не признала в полном объеме, поскольку управляющей организацией осуществляются работы и предоставляются услуги по содержанию жилья, оказываются коммунальные услуги, производится ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.10.2010г., Пустовгар А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иноеобслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Из материалов дела следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО Управляющая компания «Холмск» на основании договора управления многоквартирным домом №3 от 01.05.2007г.

Из пунктов 4.2, 4.5, 4.9 указанного договора следует, что Управляющая организация обязалась организовывать работы по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, по проведению капитального ремонта общего имущества дома по отдельным решениям общего собрания собственников помещений домов в соответствии с требованиями законодательства, обязалась проводить комиссионные обследования (осмотр) помещений, инженерных коммуникаций и оборудования дома. В соответствии с приложениями к договору №2,3 ответчик обязан проводить плановые и внеплановые осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации лестничных клеток, обслуживание входных дверей, ремонт подъездов, смена и восстановление отдельных элементов дверных заполнений и другие работы.

        В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.

        В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми помещениями общего пользования, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и иных лиц. Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном порядке.

О том, что ответчиком ненадлежащим образом содержится общее имущество многоквартирного дома и оказываются коммунальные услуги, свидетельствуют многочисленные заявления истца в управляющую организацию и другие органы, годовой отчет ОАО «ТЭК» о перерасчете платы за отопление.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.

В соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качестве и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (пункт 7).

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8).

Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа. При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9).

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 10).

        Как следует из материалов дела, Пустовгар А.В. неоднократно обращался в ООО Управляющая компания «Холмск» с заявлениями о ненадлежащем оказании коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, о проведении перерасчета за фактически неоказанные услуги.

        Не смотря на то, что управляющая организация обязана вести учет заявок и жалоб, составлять в соответствии с вышеуказанными Правилами акты о ненадлежащем оказании услуг, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено суду соответствующих доказательств.

        Принимая во внимание имеющиеся заявления истца, почтовые квитанции об их направлении ответчику, непредставление ООО УК «Холмск» доказательств по надлежащему учету и рассмотрению заявок, заявлений и жалоб, суд считает установленным, что управляющей организацией не исполняются обязанности, возложенные на нее как исполнителя коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Поскольку в судебном заседании установлено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей перед Пустовгар А.В., исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

При определении размера компенсации морального вреда в соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса РФ суд учитывает характер причиненных нравственных страданий истцу, то, что на протяжении длительного времени он обращается к ответчику и другие инстанции для решения вопроса о надлежащем содержании жилья, нервничает, расстраивается и переживает, испытывает негативные эмоции. Также суд принимает во внимание степень вины ответчика и учитывая характера причиненных нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым компенсировать истцу моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей.

Требование о возложении обязанности на управляющую организацию о соблюдении законодательства о порядке уменьшения платы за ненадлежащее оказание услуг удовлетворению не подлежат, поскольку истцом выбран неверный способ защиты своих прав, соблюдение законодательства ответчиком является его обязанности по определению и не требует судебного решения.

Также не подлежат взысканию с ответчика расходы по пересылке заказной почты, поскольку данные расходы не являются судебными расходами по настоящему делу, а также не являются убытками в соответствии со ст. 15 ГК РФ, поскольку не являются расходами, которые лицо понесло для восстановления своего права.

        Оплату государственной пошлины в силу ст. 103 ГПК РФ суд возлагает на ООО УК «Холмск» в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пустовгара Анатолия Владимировича к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» о взыскании компенсации морального вреда, убытков, обязании исполнять законодательство удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» в пользу Пустовгара Анатолия Владимировича компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Пустовгару Анатолию Владимировичу в удовлетворении остальной части исковых требований к ООО УК «Холмск» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Пустовгару Анатолию Владимировичу в удовлетворении исковых требований к ООО УК «Холмск» о взыскании убытков, обязании исполнять законодательство отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Холмск» в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 29 августа 2011 года.

       Судья                                 Т.Н. Литвинова