Дело №2-1371/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2011 года Холмский городской суд
Сахалинской области
В составе председательствующего судьи: Хабисламовой Т.Э.,
при участии прокурора: Власихиной Г.А.,
при секретаре: Чернецовой Н.А.,
при участии представителей: администрации МО «Холмский городской округ» Грицай Е.А., Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» Хегай Е.Д., Сахалинского отделения «Роспортребнадзор» Тен Ен Хи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Холмский городской округ» незаконным и возложении обязанностей на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» и ОАО «Тепло-энергетическая компания» произвести работы,
УСТАНОВИЛ:
06 октября 2011 года Холмский городской прокурор в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга о признании незаконным бездействия ОАО «Тепло-энергетическая компания» (далее по тексту- ОАО «ТЭК») и администрации муниципального образования «Холмский городской округ».
Заявлено требование: о признании бездействия администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в части длительного незаключения муниципальных контрактов на проведение ремонтных работ на котельных, расположенных по ул. Пригородной,2 и Лесозаводской,12 «б» г. Холмска, незаконным; о признании бездействия ОАО «ТЭК» в части непринятия мер по содержанию оборудования котельных, расположенных по ул. Пригородной, 2 и Лесозаводской,12 «б» г. Холмска в состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по целевому назначению, незаконным; возложить на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» и ОАО «ТЭК» обязанность в срок до 01 ноября 2011 года обеспечить производство работ на котельной, расположенное во адресу: г. Холмск, ул. Пригородная, 2 необходимых для получения паспорта готовности данной котельной к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г., а именно:
-подготовить в полном объеме оборудование ТЭЦ;
-сформировать нормативный запас угля;
-предоставить в Сахалинское Управление Ростехнадзора ЭПБ дымовой трубы;
-предоставить в Сахалинское Управление Ростехнадзора откорректированные величины присоединенной нагрузки;
- произвести ремонт галереи углеподачи;
возложить на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» и ОАО «ТЭК» обязанность в срок до 01 ноября года обеспечить производство работ на котельной, расположенной в г. Холмске по ул. Лесозаводской, 12 «б» необходимых для получения паспорта готовности данной котельной к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г., а именно:
-представить в Сахалинское Управление Ростехнадзора заключение по освидетельствованию экономайзера ПК №1;
-установить ПП № 3 и теплообменник по контуру ул. Советской в г. Холмске;
-произвести ремонт ПК №3;
-завершить устройство новой галереи углеподачи;
-установить насос ЦП №6 на контур ул. Советской г. Холмска;
-сформировать нормативный запас угля;
-представить в Сахалинское Управление Ростехнадзора протоколы аттестации персонала.
В обоснование заявления прокурор указал, что специалистами Сахалинского Управления Ростехнадзора проведена проверка готовности котельных, расположенных в г. Холмске к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г. в ходе которой было выявлено ряд нарушений. Прокурор полагает, что администрацией муниципального образования ненадлежащим образом исполняются полномочия в части организации теплоснабжения на территории г. Холмска.
Определением суда от 18 октября 2011 года на основании заявления прокурора города был принят отказ от части требований и производство по делу в части признания бездействия ОАО «ТЭК» в части непринятия мер по содержанию оборудования котельных, расположенных по ул. Пригородной, 2 и Лесозаводской,12 «б» г. Холмска в состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по целевому назначению, незаконным, прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Власихина Г.А. на удовлетворении заявления настаивала за исключением двух позиций- необходимости сформировать нормативный запас угля и необходимости установления насоса на ЦП № 6 на контур по ул. Советской в г. Холмске. С учетом даты рассмотрения дела просила возложить обязанность по получению паспортов готовности в срок до 15 ноября 2011 года.
Представитель администрации МО «Холмский городской округ» Грицай Е.А. полагала заявление не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что администрация делает все возможное по устранению выявленных недостатков. В августе 2011 г. были объявлены конкурсы на ремонт котельных, но они несколько раз признавались несостоявшимися и муниципальные контракты удалось заключить лишь 13 сентября 2011 года. Что касается требования об обязании провести работы, то выполнение данного требования в срок до 15 ноября 2011 г. является невыполнимым в силу того, что повлечет приостановление работы котельных.
Представитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ» Хегай Е.Д. также полагала заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям изложенным представителем администрации.
Представитель Сахалинского управления «Ростехнадзор» Тен Ен Зи полагала, что заявление подлежит удовлетворению. Пояснила, что выполнение тех работ, о которых заявлено прокурором не повлекут приостановление работы двух котельных, соответственно заявленные требования являются выполнимыми.
В судебное заседание не явились представители ОАО «ТЭК» и Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ». О времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 257 неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц (т.е. как заявителя, так и представителя противоположной стороны), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что по договорам аренды социально значимых объектов муниципальной собственности муниципального образования «Холмский городской округ» № 23 и 24 Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Холмский городской округ», администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» были переданы ОАО «ТЭК» следующие имущественные комплексы: «Котельная» по адресу г. Холмск, ул. Лесозаводская. 12 «б» в составе- котельная, здание углеподачи, здание дизельной, гараж, технологическое оборудование, теплотрасса от данной котельной протяженностью 10 008 п.м., бойлерная по ул. А. Матросова с технологическим оборудованием, бойлерная по ул. Пушкина с технологическим оборудование, бойлерная по ул. Совтеской,111 с технологическим оборудованием, ЦТП-6 по ул. Крузенштерна с технологическим оборудованием, автотранспортные средства в количестве 4 единиц; ТЭЦ по адресу- г. Холмск ул. Пригородная,2 составе- ТЭЦ с технологическим оборудованием, помещение багерной, склад угля с эстакадой, мазутная станция, мазутные баки, здание старой ТЭЦ (дизельная, электроцех), шлаконакопители 2 единицы, механизированный шлакоудалитель- 2 единицы, ЦТП-3 по ул. Советской с технологическим оборудованием, встроенная бойлерная по ул. Молодежной, 9 с технологическим оборудованием, встроенная бойлерная по ул. Парковой,6 (с имеющимся оборудованием), станция смешивания по ул. Морской,7 «а» (оборудование отсутствует), теплотрасса от имущественного комплекса ТЭЦ протяженностью 12 141,67 п.м., паропровод от ТЭЦ до ЦТП-3 диаметром 530 мм протяженностью 500 п.м. в однотрубном исчислении, конденсатопровод от ТЭЦ до ЦТП-3 диаметром 219 мм, протяженностью 500 п.м. в однотрубном исчислении, автотранспортные средства в количестве трех единиц
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к этому Закону. Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.
В силу п. 2.7.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые были утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации. Согласно п. 2.7.2. объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния.
Согласно п. 3.3.1. названных Правил производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда. В силу п. 3.3.7. осенний осмотр производственных зданий и сооружений производится за 1,5 месяца до наступления отопительного сезона в целях проверки подготовки зданий и сооружений к работе в зимних условиях. К этому времени должны быть закончены все летние работы по текущему ремонту и выполняемые в летний период работы по капитальному ремонту, имеющие прямое отношение к зимней эксплуатации зданий и сооружений тепловых энергоустановок. За 15 дней до начала отопительного сезона производится частичный осмотр тех частей зданий и сооружений, по которым при общем осеннем осмотре были отмечены недоделки ремонтных работ по подготовке к зиме, в целях проверки их устранения.
Пунктом 3.3.8. Правил установлено, что по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
Согласно п. 3.3.29. капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной выполняют по ежегодным календарным планам, утверждаемым руководителем организации.
Организация ремонта и его периодичность осуществляется в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта и настоящими Правилами.
Пунктами 2.6.9 вышеуказанных договоров аренды установлено, что арендатор (ОАО «ТЭК») обязан в течение всего срока действия договора (пять лет с 01 октября 2010 г.) поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии, эксплуатировать его с выполнением всех требований правил пожарной безопасности, с соблюдением санитарно- гигиенических требований и требований по охране труда, за счет собственных средств производить его текущий ремонт.
Из п.4.5. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 06.04.2011 № 182-р "О подготовке основных систем жизнеобеспечения Сахалинской области к осенне-зимнему периоду 2011/12 года" следует, что в срок до 1 октября 2011 года следует обеспечить организацию системы входного контроля за качеством и количеством поставляемого угля на объекты коммунальной энергетики для создания нормативного запаса топлива и в период прохождения отопительного сезона.
Как следует из акта № 8 от 21 сентября 2011 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора в период 07 сентября по 16 сентября 2011 года была проведена проверка в отношении ОАО «Тепло-энергетическая компания» г. Холмска в ходе которой установлено: из предъявленных к паспортизации 9 котельных, 6 тепловых пунктов в том числе: котельная «Лесозаводская, ЦТП-6, ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-2 установленной мощностью 42,6 Гкал/час, присоединения 20,11 Гкал/час с отходящими от источников тепловыми сетями 10,008 км.- котельная не готова к несению нагрузок в осенне-зимний период 2011-2012 г.г.. Указаны основные условия: котельная- не представлено заключение по освидетельствованию экономайзера ПК № 1; отсутствуют ПП№ 3 и теплообменник по контуру ул. Советской; не выполнены ремонт ПК № 3; не завершено устройство новой галереи углеподачи; не установлен насос ЦП № 6 на контур ул. Советской; отсутствует нормативный запас угля; не представлены протоколы аттестации персонала. Сделан вывод: котельная не имеет право на получение паспорта готовности в связи с невыполнением основных условий.
21 сентября вышеуказанным Управлением составлен акт № 9 согласно которому не подготовлено в полном объеме оборудование ТЭЦ: отсутствует нормативный запас угля; не представлена ЭПБ дымовой трубы; не представлена откорректировка величин присоединенной нагрузки; в неудовлетворительном состоянии галерея углеподачи. Также сделан вывод, что ТЭЦ не имеет право на получение паспорта готовности в связи с невыполнением основных условий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация в границах городского округа тепло- и водоснабжения населения.
В силу п. 12 ч. 2.2. ст. 43 "Устава муниципального образования "Холмский городской округ" (утв. Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 17.12.2009 № 3/4-31) (ред. от 23.06.2011) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Сахалинской области 23.12.2009 № RU 653120002009001) администрация организует в границах Холмского городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом;
22 сентября 2011 г. администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» издано постановление № 984 «О начале отопительного сезона 2011-2012 г.г. на территории муниципального образования «Холмский городской округ», п. 1.2 которого предписано руководителям организаций, предоставляющих услуги теплоснабжения начать отопительный сезон в зависимости от температуры наружного воздуха согласно нормативным требованиям с 01 по 15 октября 2011 года.
Как подтверждено материалами дела на момент слушания дела паспорта готовности на вышеуказанные котельные г. Холмска не получены.
На капитальный ремонт котельного оборудования на ТЭЦ г. Холмска администрацией муниципального образования начали проводиться конкурсы, что подтверждается копиями извещений о проведении открытого аукциона в электронной форме с 02 августа 2011 г.. На капитальный ремонт котельного оборудования на ТЭЦ г. Холмска (паропровод) с 18 августа 2011 года. На капитальный ремонт котельного оборудования на ТЭЦ г. Холмска (питательная линия) также с 18 августа.
В материалы дела представлены муниципальные контракты № 3-11/111 по капитальному ремонту котельного оборудования на ТЭЦ г.Холмска (паропровод) и № 3-11/110 по капитальному ремонту котельного оборудования на ТЭЦ г. Холмска (питательная линия), заключенные с ООО «РегионЭнергоСервис», которые были заключены лишь 13 сентября 2011 г.
В материалы дела не представлено доказательств тому, что администрацией заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту галереи углеподачи на ТЭЦ.
Таким образом, анализируя представленные выше документы делаю вывод, что лишь с августа 2011 года администрация города начала проводить конкурсы на заключение муниципальных контрактов, тогда как, учитывая климатические условия и неудовлетворительное состояние котельных является недостаточным сроком.
Согласно справке о состоянии готовности двух теплогенерирующих объектов на 26 октября 2011 г., выданной государственным инспектором Сахалинского управления Ростехнадзора Тен Ен Хи котельная по ул. Лесозаводской: галерея углеподачи в стадии пуско-наладочных работ; ремонт ПК №3 на контур ул. Советской не установлен; ТЭЦ по ул. Пригородной: галерея углеподачи в неудовлетворительном состоянии, заключен муниципальный контракт на ремонт, не откорректирована присоединенная нагрузка с учетом присоединенных к ТЭЦ потребителей котельной ОАО «ХМТП». При этом в судебном заседании Тен Е.Х. пояснила, что в акте не отражено, что требуется установление насоса на ЦП №6 на контур ул. Советской, поскольку он установлен.
Из всего перечня невыполненных работ администрацией города была проконтролирована поставка угля и согласно информации по состоянию на 31 октября 2011 года завезено 19 190,100 тонн, что говорит о том, что при нормативном запасе- 14 742 тн. город обеспечен нормативным запасом топлива.
Согласно п. 8 "Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период. СО 153-34.08.105-2004" (утв. Минпромэнерго РФ 25.08.2004)) сроки выдачи паспортов готовности к работе в ОЗП определяются в зависимости от особенностей климатических условий и осуществляются:
для организаций ОАО РАО "ЕЭС России" и энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", - до 15 ноября;
для электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций и ведомств, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - до 1 ноября.
В силу того, что на момент судебного заседания такие паспорта готовности не получены, то суд полагает возможным возложить обязанность на администрацию муниципального образования и ОАО «ТЭК» обязанность по их получению в срок до 15 ноября 2011 года.
Результатом рассмотрения заявления, в случае признания заявления обоснованным, является решение, которым суд обязывает орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (часть 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, материалами дела подтверждено бездействие администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в части проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2011-20112 г.. Администрация муниципального образования доказательств обратного суду не представила.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Заявление Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Холмский городской округ» незаконным и возложении обязанностей на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» и ОАО «Тепло-энергетическая компания» произвести работы, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в части длительного незаключения муниципальных контрактов на проведение ремонтных работ на котельных, расположенных по ул. Пригородной,2 и Лесозаводской,12 «б» г. Холмска, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» и открытое акционерное общество «Тепло-энергетическая компания» обязанность в срок до 15 ноября 2011 года обеспечить производство работ на котельной, расположенной по адресу: г. Холмск, ул. Пригородная, 2 необходимых для получения паспорта готовности данной котельной к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г., а именно: подготовить в полном объеме оборудование ТЭЦ; предоставить в Сахалинское Управление Ростехнадзора ЭПБ дымовой трубы; предоставить в Сахалинское Управление Ростехнадзора откорректированные величины присоединенной нагрузки; произвести ремонт галереи углеподачи.
Возложить на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» и открытое акционерное общество «Тепло- энергетическая компания» обязанность в срок до 15 ноября 2011 года обеспечить производство работ на котельной, расположенной в г. Холмске по ул. Лесозаводской, 12 «б» необходимых для получения паспорта готовности данной котельной к работе в осенне-зимний период 2011/2012 г.г., а именно: представить в Сахалинское Управление Ростехнадзора заключение по освидетельствованию экономайзера ПК №1; установить ПП № 3 и теплообменник по контуру ул. Советской в г. Холмске; произвести ремонт ПК №3; завершить устройство новой галереи углеподачи; представить в Сахалинское Управление Ростехнадзора протоколы аттестации персонала.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд Сахалинской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 03 ноября 2011 года.
Судья Хабисламова Т.Э.