Решение по иску о возложении обязанности провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов



Дело №2-173/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 года                             г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,

с участием помощника Холмского городского прокурора Якубовского А.С.,

при секретаре Тадевосян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского городского прокурора, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о принятии мер по сбору, вывозу и утилизации отходов,

УСТАНОВИЛ:

Холмский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по факту нахождения на территории муниципального образования «Холмский городской округ» несанкционированных свалок твердых бытовых отходов установлено, что в районе заброшенного карьера с восточной стороны автодороги Южно – Сахалинск - Холмск 69 км. расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, ориентировочной площадью 2500 кв.м., на которой имеются бытовые отходы. В нарушение норм ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация МО «Холмский городской округ» не организует мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории муниципального образования, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на Администрацию МО «Холмский городской округ» обязанность провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов, расположенных в районе заброшенного карьера с восточной стороны автодороги Южно – Сахалинск - Холмск 69 км.

В судебном заседании прокурор Якубовский А.С. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представители Администрации МО «Холмский городской округ», Чаплановской сельской управы МО «Холмский городской округ» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки представителя ответчика признаны неуважительными, представитель третьего лица просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно акту натурного осмотра от 27 августа 2010 года, схеме размещения отходов, фотографий, в районе заброшенного карьера с восточной стороны автодороги Южно – Сахалинск х Холмск 69 километр расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ориентировочной площадью 2500 кв.м.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с преамбулой и статьей 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» основным условием реализации указанного конституционного права человека является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствуют вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под вредным воздействием на человека понимается воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни или здоровья будущих поколений.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Из ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п.п. 11 и 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует что, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные требования содержатся в ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в п. 3.1.17 Положения об администрации МО «Холмский городской округ».

Поскольку в силу закона, обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов с территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, а именно Администрацию МО «Холмский городской округ», нахождение бытовых отходов на территории муниципального образования создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1, 2.1 Положения о Чаплановской сельской управе МО «Холмский городской округ», сельская управа не наделена полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с территории сел, на которых они осуществляют свою деятельность. Кроме того, указанная несанкционированная свалка находится за пределами территории сел, на которых сельская управа осуществляет свою деятельность.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом погодных условий, необходимости решения организационных, финансовых вопросов, суд обязывает администрацию МО «Холмский городской округ» провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов в срок до 01 июня 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Холмского городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» в срок до 01 июня 2011 года провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов, расположенных в районе заброшенного карьера с восточной стороны автодороги Южно-Сахалинск – Холмск 69 километр муниципального образования «Холмский городской округ».

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 11 февраля 2011 года

Судья                      Т.Н. Литвинова