Дело №2-164/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2011 года г. Холмск
Холмский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,
с участием помощника Холмского городского прокурора Якубовского А.С., представителя Администрации МО «Холмский городской округ» Грицай Е.А.,
при секретаре Тадевосян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского городского прокурора, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о принятии мер по сбору, вывозу и утилизации отходов,
УСТАНОВИЛ:
Холмский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по факту нахождения на территории муниципального образования «Холмский городской округ» несанкционированных свалок твердых бытовых отходов установлено, что с северной стороны автодороги между с. Пятиречье и с. Чистоводное расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, ориентировочной площадью 8000 кв.м., на которой имеются бытовые отходы, строительный мусор, автомобильные покрышки. В нарушение норм ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация МО «Холмский городской округ» не организует мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов на территории муниципального образования, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на Администрацию МО «Холмский городской округ» обязанность провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов, расположенных с северной стороны автодороги между с. Пятиречье и с. Чистоводное.
В судебном заседании прокурор Якубовский А.С. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Администрации МО «Холмский городской округ» Грицай Е.А. в судебном заседании иск не признала, поскольку обязанность по сбору, вывозу и утилизации отходов в соответствии с Положением о Чаплановской сельской управе МО «Холмский городской округ» возложена на Чаплановскую сельскую управу МО «Холмский городской округ».
Представитель третьего лица – Чаплановской сельской управы МО «Холмский городской округ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно акту натурного осмотра от 27 августа 2010 года, схеме размещения отходов, фотографий, с северной стороны автодороги между с. Пятиречье и с. Чистоводное расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ориентировочной площадью 8000 кв.м. На свалке обнаружены бытовые отходы, строительный мусор (бетонные плиты, шифер), автомобильные покрышки.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с преамбулой и статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» основным условием реализации указанного конституционного права человека является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствуют вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под вредным воздействием на человека понимается воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни или здоровья будущих поколений.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Из ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п.п. 11 и 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует что, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные требования содержатся в ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в п. 3.1.17 Положения об администрации МО «Холмский городской округ».
Поскольку в силу закона, обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов с территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, а именно Администрацию МО «Холмский городской округ», нахождение бытовых отходов на территории муниципального образования создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по сбору, вывозу и утилизации бытового мусора возложена на сельскую управу, являются необоснованными, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Чаплановской сельской управе МО «Холмский городской округ», сельская управа наделена самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения, и осуществляет свою деятельность на территории сел Чапланово, Пожарское, Пятиречье, Бамбучек, Чистоводное, Ожидаево, Камышово, Николайчук, тогда как несанкционированная свалка находится между селами Пятиречье и Чапланово, а не на территории указанных сел.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом погодных условий, необходимости решения организационных, финансовых вопросов, суд обязывает Администрацию МО «Холмский городской округ» провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов в срок до 01 июня 2011 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Холмского городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» в срок до 01 июня 2011 года провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов, расположенных с северной стороны автодороги между селом Пятиречье и селом Чапланово муниципального образования «Холмский городской округ».
На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 09 февраля 2011 года
Судья Т.Н. Литвинова