Дело № 2-155/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года
г. Холмск
Холмский городской суд
Сахалинской области
в составе:
председательствующего судьи Лосевой Т.Г.,
при секретаре Непомнящей А.С.,
с участием прокурора Якубовского А.С.,
представителя третьего лица по доверенности от 20.01.2011г. Попёновой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов,
установил:
Холмский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Холмский городской округ» о возложении обязанности провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки нахождения на территории муниципального образования «Холмский городской округ» несанкционированных свалок твердых бытовых отходов установлено, что в районе южной окраины с. Чапланово (заезд с автодороги Южно-Сахалинск-Холмск 66 км.) обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, ориентировочной площадью 2 000 м2. На территории несанкционированной свалки имеются бытовые отходы, автомобильные покрышки, крупный бытовой мусор, строительный мусор (шифер, гипсокартон, лом черного и цветных металлов). На свалке имеются участки горения. Непринятие администрацией МО «Холмский городской округ» мер по решению вопроса по сбору, вывозу и утилизации данных отходов создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит суд возложить на администрацию МО «Холмский городской округ» обязанность провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, расположенных в районе южной окраины с.Чапланово муниципального образования «Холмский городской округ», рядом с заездом с автодороги Южно - Сахалинск - Холмск, 66 км.
В судебном заседании прокурор Якубовский А.С. поддержал исковые требования.
Представитель администрации МО «Холмский городской округ» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица -Чаплановской сельской управы МО «Холмский городской округ» Попёнова Э.Н. полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалам по обследованию несанкционированных свалок отходов производства и потребления, представленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, в районе южной окраины с. Чапланово (заезд с автодороги Южно-Сахалинск-Холмск 66 км.) расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Из акта натурного осмотра от 27.08.2010 г., составленного Холмской городской прокуратурой совместно со специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Сахалинской области следует, что в районе южной окраины с. Чапланово (заезд с автодороги Южно-Сахалинск-Холмск 66 км.) обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, ориентировочной площадью 2 000 м2. В ходе визуального осмотра установлено, что на территории несанкционированной свалки имеются бытовые отходы, автомобильные покрышки, крупный бытовой мусор, строительный мусор (шифер, гипсокартон, лом черного и цветных металлов). На свалке имеются участки горения.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с преамбулой и статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52) основным условием реализации указанного конституционного права человека является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствуют вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под вредным воздействием на человека понимается воздействие факторов среды обитания, создающие угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни или здоровья будущих поколений.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон № 7).
Из ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89) следует, что одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 7 отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 89, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п.п. 11 и 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует что, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные требования содержатся в ст. 7 Закона № 7 и в ст. 8 Закона № 89.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия администрации МО «Холмский городской округ» по решению вопроса по сбору, вывозу и утилизации данных отходов создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку именно на администрацию МО «Холмский городской округ» возложена данная обязанность.
Учитывая, что факт бездействия ответчика по решению вопроса по сбору, вывозу и утилизации отходов, установлен и достоверно подтверждается материалами дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом погодных условий, необходимости решения организационных, финансовых вопросов суд обязывает администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» в срок до 01 июля 2011г. провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов, расположенных в районе южной окраины с. Чапланово муниципального образования « Холмский городской округ», рядом с заездом с автодороги Южно - Сахалинск - Холмск, 66 км.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» провести мероприятия по сбору, вывозу и утилизации отходов, расположенных в районе южной окраины с. Чапланово муниципального образования « Холмский городской округ», рядом с заездом с автодороги Южно – Сахалинск – Холмск, 66 км, в срок до 01 июля 2011 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Холмский городской суд.
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2011 года
Судья Т.Г. Лосева