Дело № 2-303/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2012 года г. Холмск
Холмский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего судьи Ереминой В.А.,
с участием истца Павлушиной А.В., третьего лица Павлушина В.В.,
представителя ответчика ООО «Домсервис» Антипиной Ю.П.,
при секретаре Яновской Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Павлушиной Анастасии Валерьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Домсервис» о возложении обязанности представить отчет о проделанных работах с февраля 2008 года по декабрь 2011 года, признании действий по начислению платы за услуги необоснованными, взыскании оплаченной суммы за некачественные услуги, компенсации морального вреда,
установил:
Павлушина А.В. обратилась в суд названным с иском к ООО «Домсервис» указывая, что в соответствии с договором № 13/113 от 01 февраля 2008 года коммунальные услуги оказывает управляющая компания ООО «Домсервис», которая ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию жилья и капитальному ремонту многоквартирного дома. Радиаторы в квартире находятся в аварийном состоянии, уборка в подъезде проводится ненадлежащим образом, входная дверь в подъезд находится в аварийном состоянии, в подвальном помещении течет канализационная труба, с 2008 года не проводился текущий ремонт подъезда, систем водоснабжения и теплоснабжения. Просит возложить на ответчика обязанность представить отчет о проделанных работах с февраля 2008 года по декабрь 2011 года, признать действия по начислению платы за услуги необоснованными, возложить обязанность произвести перерасчет с февраля 2008 года по декабрь 2011 года, взыскать оплаченные суммы за некачественные услуги, а именно за капитальный ремонт, текущий ремонт мест общего пользования, обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения, обслуживание внутридомовых систем водоотведения, компенсировать моральный вред.
Определением суда от 10 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечен Павлушин В.В.
Определением суда от 10 мая 2012 года судом принят отказ Павлушиной А.В. от иска в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет с февраля 2008 года по декабрь 2011 года.
В судебном заседании истец Павлушина А.В., третье лицо Павлушин В.В. поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Домсервис» Антипина Ю.П. выразила несогласие с заявленными исковыми требованиями.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от №, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от №, Павлушин В.В. и Павлушина А.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
<адрес> находится на обслуживании управляющей организации ООО «Домсервис», что подтверждается протоколом № 6 заочного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от 15 февраля 2008 года и договором управления многоквартирным домом № 3 от 28 декабря 2007 года.
Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, заявленное истцом требование о возложении на ответчика обязанности представить отчет о проделанных работах с февраля 2008 года по декабрь 2011 года основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
При этом положениями части 4 указанной статьи установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1, 7 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При этом ч. 10 ст. 156 ЖК РФ и ч. 4 ст. 157 ЖК РФ установлено, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, за предоставленные коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона Правительством РФ утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Постановление Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года) и Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года).
Разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", предусмотрен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, согласно п. 60 которых при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Из вышеприведенных норм закона следует, что при наличии обстоятельств, свидетельствующих о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться с требованиями к исполнителю услуги о перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, заявленное истцом требование о признании действий по начислению платы за услуги необоснованными, противоречит нормам действующего законодательств и удовлетворению не подлежит.
В силу положений п. п. 7, 8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность собственники помещений в случае оказания указанных услуг и выполнения работ вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу; заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Согласно п. 15 указанных правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Аналогичный порядок изменения размера платы за коммунальные услуги в связи с непредоставлением услуг или предоставлением услуг ненадлежащего качества установлен пп. 64 - 74 Правил предоставления коммунальных услуг.
В силу указанных пунктов Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем письменной или устной форме, при этом уведомление подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, исходя из анализа указанных положений действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Как установлено из материалов дела, пояснений истца, Павлушина А.В. обращалась в ООО «Домсервис» с заявлениями от 29 июня 2011 года, 31 октября 2011 года, 19 июня 2011 года о замене радиаторов в квартире; требованием от 17 ноября 2011 года о замене радиаторов, снятии оплаты за текущий ремонт мест общего пользования, капитальный ремонт; с заявлением от 07 ноября 2011 года о замене радиаторов, снятии оплаты за текущий ремонт мест общего пользования.
Согласно акту проверки деятельности управляющих организаций № 38 от 15 декабря 2011 года, в <адрес> выявлен факт протекания канализации; система водоотведения в не рабочем состоянии; отсутствие ремонта лестничных клеток; не соблюдение периодичности ремонта подъездов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в части взыскания платы за не надлежаще оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в части текущего ремонта мест общего пользования и обслуживания внутридомовых систем водоотведения за период с ноября 2011 года по декабрь 2011 года.
В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при ненадлежащем оказании услуг и выполнения работ по содержанию жилья управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам и нанимателям помещений в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с п. 10 указанных Правил, размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, согласно которой размер уменьшения платы определяется путем деления стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей) на количество календарных дней в месяце и умножения на количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно тарифу на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, цена текущего ремонта мест общего пользования составляет <данные изъяты> рубля за 1 кв.м, обслуживания ВДС водоотведения - 0, 59 рублей за 1 кв. м., общая площадь жилого помещения по <адрес> составляет <данные изъяты> квадратных метров, следовательно стоимость услуг составляет соответственно <данные изъяты> в месяц, в связи с чем, за период с ноября 2011 года по декабрь 2011 года в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты>.
Вместе с тем, требование истца о взыскании оплаченных сумм за некачественные услуги по обслуживанию внутридомовых систем теплоснабжения, основанные на том, что радиаторы в квартире истца находятся в аварийном состоянии, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 6 указанных Правил в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что расположенные в квартире истицы радиаторы обслуживают только ее квартиру и, следовательно, не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем, обязанность по содержанию данного элемента системы отопления возложена на истца, как на собственника квартиры.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 158 ЖК РФ, Павлушина А.В., являющаяся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обязана нести расходы, в том числе по капитальному ремонту общего имущества дома.
В соответствии с ч.7 ст.156 Жилищного кодекса РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из протокола № 6 заочного общего собрания собственников помещений дома, расположенного по адресу: по <адрес>, от 15 февраля 2008 года, принято решение о размере оплаты за капитальный ремонт в размере 5 рублей 70 копеек за 1 кв.м.
Таким образом, учитывая, что решение собственников жилых помещений о внесении платы за капитальный ремонт в установленном порядке отменено или изменено не было, данное решение является для всех собственников жилых помещений дома обязательным, суд считает, что Павлушина А.В. обязана вносить плату за капитальный ремонт, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения требования о взыскании оплаченных сумм за капитальный ремонт.
Учитывая, что требование о взыскании компенсации морального вреда, заявленное истцом в силу положений статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», является производным от заявленных основных требований, удовлетворенных частично, а также с учетом принципов справедливости и разумности, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ, суд возлагает на ответчика уплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Павлушиной Анастасии Валерьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Домсервис» о возложении обязанности представить отчет о проделанных работах с февраля 2008 года по декабрь 2011 года, признании действий по начислению платы за услуги необоснованными, взыскании оплаченной суммы за некачественные услуги, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домсервис» представить Павлушиной Анастасии Валерьевне отчет о проделанных работах с февраля 2008 года по декабрь 2011 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домсервис» в пользу Павлушиной Анастасии Валерьевны плату за не надлежаще оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в части текущего ремонта мест общего пользования и обслуживания внутридомовых систем водоотведения за период с ноября 2011 года по декабрь 2011 года в размере <данные изъяты>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домсервис» в пользу Павлушиной Анастасии Валерьевны компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Павлушиной Анастасии Валерьевне – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домсервис» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» в сумме <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 мая 2012 года.
Судья В.А.Еремина