Дело №2-850/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2012 года
г. Холмск
Холмский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего судьи Лосевой Т.Г.,
при секретаре Непомнящей А.С.,
с участием прокурора Якубовского А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании бездействия в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным; возложении обязанности осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
установил:
Холмский городской прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», указывая, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности установлено, что Администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» не исполняются обязанности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем нарушаются права интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Холмский городской округ», которые не обеспечиваются необходимым объемом информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как следствие жители муниципального образования не принимают своевременно решения об установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, чем также нарушается обязанность по их установке. Просит суд признать бездействие Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным; возложить обязанность осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности путем: - распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; - распространения информации об установленных Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; - распространения социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - размещения на официальном сайте Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в сети Интернет информации, включенной в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании прокурор Якубовский А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит в иске отказать.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пунктом 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с п. 21 ч. 2.2 ст. 43 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» к полномочиям Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в области жилищно-коммунального хозяйства относится разработка, утверждение и реализация муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; осуществление информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и осуществление контроля за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области.
Как указано в ч. 2 ст. 22 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сети Интернет и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 261 информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:
1) о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации;
2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов РФ и муниципальных образований;
3) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
4) полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных, полученных по запросам согласно части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также данных реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
5) о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований;
6) о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);
7) о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
8) об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
9) о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
10) о нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
11) иные установленные Правительством РФ сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Из материалов дела следует, что из-за не выполнения требований Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 23.03.2012 года Холмской городской прокуратурой в Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» внесено представление «Об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Как следует из ответа на представление, во исполнение ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на официальном сайте Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в сети Интернет размещена информация по основным этапам установки приборов учета тепловой энергии, а также в газете «Холмская панорама» № 46 от 18.04.2012 года в рубрике «Спрашивали, отвечаем» размещена статья под аналогичным названием.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.
Таким образом, Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регулирует обширный круг вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, помимо сферы теплоснабжения.
Однако Администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» не выполняются обязанности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, возложенные Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Уставом МО «Холмский городской округ».
Как следует из ответа Администрации МО «Холмский городской округ» на представление Холмской городской прокуратуры информация в газете «Холмская панорама» опубликована 18.04.2012 года, то есть уже после внесения представления Холмской городской прокуратурой. Каких-либо иных мероприятий, перечисленных в ст.ст. 22, 23 Закона № 261 Администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» не принимается.
Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В целях устранения нарушения интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Холмский городской округ», суд обязывает Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности путем: распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; распространения информации об установленных Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; распространения социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; размещения на официальном сайте Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в сети Интернет информации, включенной в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Холмского городского прокурора Холмского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании бездействия в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным; возложении обязанности осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности путем:
- распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
- распространения информации об установленных Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
- распространения социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- размещения на официальном сайте Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в сети Интернет информации, включенной в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение составлено 13 июля 2012 года
Судья Т.Г. Лосева