Дело № 2-764/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2012 года Холмский городской суд
<адрес>
В составе:
председательствующего судьи Беляевой Н.В.,
при секретаре Сомовой А.В.,
с участием представителя Холмского городского прокурора Чинской О.А., представителей ответчиков администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Но В.Е. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Кузакова А.А. по доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ» Шоршовой Г.Л. по доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, Чаплановской сельской управы муниципального образования Попёновой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Холмске гражданское дело по иску Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц- жителей муниципального образования «Холмский городской округ» к администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовому управлению муниципального образования «Холмский городской округ», Чаплановской сельской управе о возложении обязанности разместить муниципальный заказ на производство работ по установлению освещения улиц и участков дорог населённых пунктов <адрес>, «Пятиречье-Ожидаево»,
у с т а н о в и л:
Холмский городской прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлены факты ненадлежащего соблюдения требований к содержанию и эксплуатации дорог на территории муниципального образования, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Чаплановской сельской управой не принято мер по размещению муниципального заказа по установлению освещения улиц и дорог на территории <адрес>, чем создается реальная угроза безопасности дорожного движения на территории населенного пункта, а, следовательно, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих на территории населенного пункта. В связи с чем, просит суд возложить на Чаплановскую сельскую управу муниципального образования «Холмский городской округ» обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, разместить муниципальный заказ на производство работ по установлению освещения улиц и участков дорог населённых пунктов: <адрес> – <адрес>, Школьная, Новая, <адрес> от <адрес> до <адрес>, пе<адрес>, на автодороге «Пятиречье - Ожидаево».
Определением Холмского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовое управление муниципального образования «Холмский городской округ».
ДД.ММ.ГГГГ Холмским городским прокурором представлено заявление об уточнении заявленных требований, в котором просит возложить на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, разместить муниципальный заказ на производство работ по установлению освещения улиц и участков дорог населённых пунктов: <адрес> – <адрес>, Школьная, Новая, участков автодороги «Пятиречье - Ожидаево» (с 0+ 350 по 2+400, с 9+000 по 11+263).
Определением Холмского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дело в части требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц- жителей муниципального образования «Холмский городской округ» к администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовому управлению муниципального образования «Холмский городской округ», Чаплановской сельской управе муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, разместить муниципальный заказ на производство работ по установлению освещения улиц и участков дорог населённых пунктов: <адрес> от <адрес> до <адрес>, пе<адрес>, участков автодороги «Пятиречье - Ожидаево» (с 0+ 350 по 2+400, с 9+000 по 11+263), производством прекращено в связи с отказом от иска в названной части.
В судебном заседании представитель прокурора Чинская О.А. на иске настаивала, по основаниям в нём изложенным.
Представители ответчиков Но В.Е., Кузаков А.А. с иском не согласны, указали, что прокурором не верно выбран способ защиты нарушенного права, так как юридические лица свободны в заключении договора, администрация МО «Холмский городской округ» не бездействует, в настоящее время заключено соглашение о предоставлении финансирования для производства работ, ведётся работа по размещению муниципальных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту уличного освещения.
Представитель ответчика Шоршова Г.Л. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что бюджетные обязательства, принятые муниципальными казёнными и бюджетными учреждениями, осуществляются в размерах, включённых в бюджетную роспись и утверждённых лимитов бюджетных обязательств на 2012 год, средства на статью расходов на производство работ по установлению освещения улиц и участков дорог для Чаплановской сельской управы в утверждённых лимитах бюджетных средств на 2012 год не предусмотрены. В настоящее время заключено соглашение на предоставление субсидии из областного бюджета на производство работ по муниципальному образованию.
Представитель Попёнова Э.Н. в судебном заседании иск прокурора поддержала, дополнила, что обязанность по размещению муниципального заказа по выполнению работ, указанных в иске, на Чаплановскую сельскую управу не возложена.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что по результатам проверки Холмской городской прокуратурой установлен факт ненадлежащего соблюдения требований к содержанию и эксплуатации дорог на территории муниципального образования, в частности на территории Чаплановской сельской управы отсутствует освещение улиц и участков дорог населённых пунктов: <адрес> – <адрес>, Школьная, Новая, на автодороге «Пятиречье - Ожидаево».
В соответствии с ч.12 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании п.п.3, 5, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, организация освещения улиц.
Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Ст. 70 Бюджетного кодекса РФ определен исключительный порядок расходования бюджетных средств бюджетных учреждений, включающий, в частности оплату поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии ч. 1 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 9 Устава муниципального образования «Холмский городской округ», утверждённого решением сессии Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Холмского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения Холмского городского округа.
Согласно п.п. 3 ч.2 ст.11 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Холмского городского округа обладают полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа.
Статьей 70 Устава установлено, что администрация является органом местного самоуправления Холмского городского округа, уполномоченным на осуществление функций по размещению муниципальных заказов для муниципальных заказчиков Холмского городского округа. Порядок взаимодействия Администрации как органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов, и муниципальных заказчиков определяется положением о формировании, обеспечении размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа, утверждаемым решением Собрания.
Частью 1 ст.23 Устава определено, что в структуру органов местного самоуправления Холмского городского округа входит, в том числе Чеховская сельская управа муниципального образования «Холмский городской округ».
Согласно п.п.1.1, 1.2, 2.1 Положения о Чаплановской сельской управе муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Чаплановская сельская управа муниципального образования «Холмский городской округ» является иным органом местного самоуправления муниципального образования «Холмский городской округ», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и осуществляет свою деятельность на территории сел Чапланово, Пожарское, Пятиречье, Бамбучек, Чистоводное, Ожидаево, Камышово, Николайчук. Основными задачами сельской управы является организация местного самоуправления и осуществление полномочий по решению вопросов местного значения на подведомственной территории. К полномочиям сельской управы относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в границах подведомственной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 Положения установлено, что сельская управа осуществляет свою деятельность по решению вопросов местного значения во взаимодействии с Администрацией и иными органами местного самоуправления Холмского городского округа.
Уставом муниципального образования «Холмский городской округ», определено, что местное самоуправление на территории Холмского городского округа осуществляется на основе принципов государственных гарантий осуществления местного самоуправления, самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
На основании ст. 41 Устава муниципального образования «Холмский городской округ», утверждённого решением сессии Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям администрации, согласно ст. 43 Устава, относятся исполнение расходных обязательств бюджета Холмского городского округа в части средств, предусмотренных для администрации как главного распорядителя бюджетных средств; реализация за счет собственных материальных и финансовых ресурсов комплексных и по отдельным направлениям деятельности муниципальных планов и программ социально-экономического развития Холмского городского округа.
Согласно акту проверки уличного освещения в селе Чапланово, селе Пятиречье от ДД.ММ.ГГГГ в составе представителей Чаплановской сельской управы муниципального образования «Холмский городской округ», администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Управления ЖКХ администрации муниципального образования «Холмский городской округ», требуется обустройство уличного освещения улиц Новая, Центральная, Школьная, расположенных в селе Пятиречье, а также участки автодороги Пятиречье – Ожидаево с 0+350 по км 2+400, с 9+000 по км 11+263. Выпиской из реестра № муниципального имущества муниципального образования «Холмский городской округ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что названные участки дорог находятся в муниципальной собственности.
В исковом заявлении изложено, в судебном заседании представитель прокурора указал, что в результате бездействия Чаплановской сельской управы муниципального образования «Холмский городской округ» по размещению муниципального заказа по установлению освещения улиц и дорог населенных пунктов, создана реальная угроза безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Холмский городской округ».
В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
К бездействию, которое может быть обжаловано по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что при рассмотрении дел указанной категории по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно статьи 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация освещения улиц на территории городского округа относится к вопросам местного значения. Полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения конкретизируются в приведённых выше федеральных законах и нормативных правовых актах. Данные полномочия представляют собой организационно-правовые средства, через которые органом местного самоуправления реализуется функция по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, в том числе, организация освещения улиц.
Как установлено судом и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» заключено соглашение № о предоставлении субсидий в 2012 г. из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по благоустройству города и населенных пунктов на 2012 год. Субсидия предоставляется Муниципальному образованию в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления по осуществлению в границах муниципального образования мероприятий по ремонту (текущему и капитальному), приобретению, изготовлению, монтажу (установке), объектов благоустройства городов и населенных пунктов, в том числе на погашение кредиторской задолженности (п. 1.1). Срок действия соглашения со дня подписания до ДД.ММ.ГГГГ в части перечисления субсидии (п.5). Согласно приложению № к соглашению на капитальный ремонт уличного освещения всего выделено денежных средств в размере <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> <данные изъяты> копеек- из муниципального. Согласно приложению № поступление денежных средств предусмотрено в 3 квартале 2012 года.
Согласно предоставленным администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» сведениям, приняты меры к размещению муниципального заказа на выполнение работ по ремонту уличного освещения в муниципальном образовании, что подтверждается документацией об открытом аукционе, техническим заданием, приложенным к ней.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать на себя обязательства по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению вопросов, связанных с реализацией программ для решения вопросов местного значения, в том числе, осуществлять собственное правовое регулирование деятельности, связанной с организацией дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, иных полномочий в области использования автомобильных дорог. По этим основаниям, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия органов местного самоуправления по разрешению названных полномочий.
Кроме этого, приведённые доказательства, установленные в ходе судебного заседания, свидетельствуют о совершении достаточных мероприятий по реализации возложенных федеральным законодательством и Уставом муниципального образования «Холмский городской округ» на орган местного самоуправления обязанности по решению указанного вопроса местного значения.
Достоверных доказательств тому, что орган местного самоуправления уклонился от исполнения своих обязанностей (бездействовал), прокурором не представлено.
С учётом изложенного и перечисленных требований законодательства, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Холмскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц- жителей муниципального образования «Холмский городской округ» к администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Финансовому управлению муниципального образования «Холмский городской округ», Чаплановской сельской управе муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности разместить муниципальный заказ на производство работ по установлению освещения улиц и участков дорог населённых пунктов <адрес>, «Пятиречье - Ожидаево», отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Беляева