Решение по иску о создании мест в детских дошкольных образовательных учреждениях



Дело №2-300/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2011 года г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Литвиновой Т.Н.,

с участием помощника Холмского городского прокурора Вдовиченко А.С., представителя Администрации МО «Холмский городской округ» Ким В.Е., представителя Управления образования МО «Холмский городской округ» Тен А.В.,

при секретаре Тадевосян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского городского прокурора, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Управлению образования муниципального образования «Холмский городской округ» о создании мест в детских дошкольных образовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Холмский городской прокурор обратился в суд с данным иском, указав, что при проведении проверки соблюдения администрацией МО «Холмский городской округ» и Управлением образования МО «Холмский городской округ» законодательства, гарантирующего право на доступное дошкольное образование, установлено, что дети дошкольного возраста, проживающие в Холмском городском округе, по состоянию на 01.07.2010 года обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях на 59,2 % - при потребности 2401 место в наличии имеется 1325 мест. В настоящее время в очереди на получение мест в детских дошкольных учреждениях находятся 980 человек, из них 432 ребенка - в возрасте до полутора лет с целью получения мест в ясельных группах. Причиной недостаточности мест в детских дошкольных учреждениях явилось перепрофилирование детских дошкольных учреждений под иные цели. По информации, представленной Администрацией МО «Холмский городской округ» от 28.10.2010, ряд помещений, в которых ранее располагались детские дошкольные учреждения, расположенные по адресу: г. Холмск, ул. Лермонтова, 26, г. Холмск, ул. Советская, 68-а, г. Холмск, ул. Капитанская, 10, г. Холмск, ул. Советская, 70, г. Холмск, ул. Ливадных, 14, г. Холмск, ул. Победы, 12-а, с. Чехов Холмского района, ул. Ленина, 59 переданы в оперативное либо хозяйственное управление, в результате чего указанные помещения перепрофилированы под иные учреждения. За Управлением образования МО «Холмский городской округ» закреплено муниципальное имущество на праве оперативного управления в соответствии с договором от 10.04.2008 года №3. Согласно приложению к указанному договору Управлению образования переданы помещения по адресу: г. Холмск, ул. Победы, 12-а, в котором ранее располагалось МДОУ «Колокольчик», сейчас - МОУ лицей «Надежда»; г. Холмск, ул. Советская, 68-а, в котором ранее
располагался детский сад «Волшебник», сейчас - МОУ «Станция юных
натуралистов»; г. Холмск, ул. Капитанская, 10, в котором ранее располагался
МДОУ «Радость», сейчас муниципальная средняя коррекционная общеобразовательная школа; г. Холмск, ул. Советская, 70, в котором ранее располагались детские ясли, сейчас - информационно-методический центр Управления образования МО «Холмский городской округ», с. Чехов Холмского р-на, ул. Ленина, 59, в котором ранее располагался детский сад, сейчас - Дом детского творчества. В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №2 от 23.07.2007, заключенного с МУП «Горэлектросеть», данному учреждению передано помещение, расположенное по адресу: г. Холмск, ул. Лермонтова, 26, в котором ранее располагалось детское дошкольное учреждение, сейчас - администрация МУП «Горэлектросеть».Указанные обстоятельства подтверждаются ростом обращений граждан в Холмскую городскую прокуратуру об отказе в приеме детей в дошкольное образовательное учреждение.Вышеуказанное ущемляет права и интересы детей, не позволяет полноценно их воспитывать, подготовить к полноценной жизни в обществе, многие родители вынуждены сидеть с детьми дома. Просит обязать администрацию МО «Холмский городской округ», Управление образования МО «Холмский городской округ» в срок до 01.09.2011 года создать места в детских дошкольных образовательных учреждениях в количестве, необходимом для полного удовлетворения потребностей в детских дошкольных учреждениях.

В судебном заседании прокурор Вдовиченко А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил требования и просил обязать ответчиков создать места в детских дошкольных учреждениях путем перепрофилирования учреждений и зданий, которые ранее были созданы под детские сады.

Представитель Администрации МО «Холмский городской округ» Ким В.Е. с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, полагал, что аналогичный иск прокурора рассматривался Холмским городским судом, по которому принято решение. Также пояснил, что Администрация МО «Холмский городской округ» в соответствии с наделенными полномочиями и принятой программой выполняет все необходимые меры для удовлетворения потребности граждан в детских дошкольных учреждениях.

В судебном заседании представитель Управления образования МО «Холмский городской округ» Тен А.В. иск не признала в полном объеме, пояснила, что Управление образования МО «Холмский городской округ» может обеспечить для детей доступ к бесплатному образованию путем проведения занятий установленной продолжительности. Вопрос о дополнительных местах в дошкольных образовательных учреждениях решается в соответствии с принятой программой.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Холмским городским прокурором проведена проверка соблюдения администрацией МО «Холмский городской округ», Управлением образования МО «Холмский городской округ» законодательства, гарантирующего право на доступное дошкольное образование, в ходе которой установлено, что по состоянию на 01.07.2010 год обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях на 59,2%, при потребности 2401 место в наличии имеется 1325 мест. В очереди на получение мест в детских дошкольных учреждениях находятся 980 человек. Причиной недостаточности мест в детских дошкольных учреждениях явилось перепрофилирование детских дошкольных учреждений под иные цели с передачей зданий и помещений в оперативное либо хозяйственное управление иным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Уставом муниципального образования «Холмский городской округ», утверждённого решением сессии Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» четвертого созыва от 17.12.2009 N 3/4-31 определено, что местное самоуправление на территории Холмского городского округа осуществляется на основе принципов государственных гарантий осуществления местного самоуправления, самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Статьей 50 Устава определено, что Управление образования Холмского городского округа являетсяиным органом местного самоуправления Холмского городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 13 устава Управление образования обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Холмского городского округ; обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Распоряжением Правительства Сахалинской области №25-р от 25 января 2011 года утверждена Концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011-2015 годы», Постановлением Правительства Сахалинской области №35 от 14 февраля 2011 года утверждена долгосрочная целевая программа Сахалинской области «Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы».

В соответствии с указанной Программой, ее сроки реализации 2011 - 2015 годы. Согласно приложению №1 в 2012 и 2013 годах в муниципальном образовании «Холмский городской округ» запланировано строительство детских дошкольных образовательных учреждений в количестве всего на 400 мест, в 2011 году запланирован капитальный ремонт двух дошкольных образовательных учреждений, в 2015 году запланировано строительство зданий «Школа - детский сад».

Из постановления Администрации МО «Холмский городской округ» №209 от 25 февраля 2010 года видно, что с 01 февраля 2010 года в МДОУ детский сад №6 «Ромашка» г. Холмска МО «Холмский городской округ» открыта одна дополнительная группа для детей ясельного возраста на 15 мест, две дополнительных группы для детей дошкольного возраста на 40 мест.

В соответствии с Постановлением главы Администрации МО «Холмский городской суд» №446 от 20 апреля 2009г. с 03 апреля 2009г. в МДОУ детский сад №8 «Золотой ключик» открыта одна дополнительная группа для детей ясельного возраста на 15 мест и в детском саду №6 «Ромашка» две дополнительных группы для детей дошкольного возраста на 40 мест.

Из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что органы местного самоуправления в рамках имеющихся у них полномочий принимают меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Запланированные Программой «Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы» мероприятия в настоящее время не исполнены, поскольку реализация программы началась в 2011 году. Доводы прокурора о том, что органами местного самоуправления не принимаются меры по созданию дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях опровергаются материалами дела. Доказательств бездействия ответчиков по вышеуказанному вопросу прокурором суду не представлено.

Кроме того, суд считает, что не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности по перепрофилированию учреждении под детские дошкольные учреждения, поскольку органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения по вопросам местного значения.

Договоры о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления являются действующими, в установленном порядке не оспорены, недвижимое имущество передано для указанных в договорах целей. Исходя из принципа свободы договора, закрепленного ст. 421 ГК РФ, а также учитывая, что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов в частности по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности перепрофилировать и использоваться переданное муниципальное имущество под дошкольные образовательные учреждения.

В связи с изложенным исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Холмскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Управлению образования муниципального образования «Холмский городской округ» о создании мест в детских дошкольных образовательных учреждениях отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 09 марта 2011 года.

Судья Т.Н. Литвинова