Решение от 13.07.2011 г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ



Дело № 12-136/2011

РЕШЕНИЕ

13 июля 2011 года                                             г. Холмск

Судья Холмского городского суда Сахалинской области Лосева Т.Г.,

при секретаре Медведевой А.А.,

с участием прокурора Бондарчук И.В.,

защитника Кузьменко А.И. – Булатовой Наили Юнусовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу представителя Кузьменко Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, работающего <данные изъяты> «Холмский городской округ», проживающего по адресу: <адрес>, - Булатовой Наили Юнусовны на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области № 114 от 26.05.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ,

установил:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области № 114 от 26.05.2011 г. к первому заместителю главы администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Кузьменко А.И. применена мера административной ответственности за нарушение ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, а именно - принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов – в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

На указанное постановление представителем Кузьменко А.И. – Булатовой Н.Ю. подана жалоба, в которой она просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу. С постановлением не согласна по следующим основаниям. 21 января 2011 года между Администрацией МО «Холмский городской округ» и ООО «Холмские дороги» заключен муниципальный контракт , предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Холмский городской округ». Стоимость работ по вышеуказанному контракту составляет <данные изъяты> рублей. Источник финансирования - резервный фонд муниципального образования «Холмский городской округ». Вышеуказанный контракт заключен на основании Распоряжения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности МО «Холмский городской округ» от 28.12.2010г. № 92, в соответствии с п.6 ч.2 ст. 55 Закона о размещении заказов. Согласно п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, медицинской необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы. Первый заместитель главы администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Кузьменко А.И. заключил муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Холмские дороги» (срок исполнения до 31 марта 2011 года) по содержанию дорог в г. Холмске без проведения торгов в виду того, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. 22 декабря 2010года Собранием МО «Холмский городской округ» утвержден бюджет муниципального образования «Холмский городской округ», который вступал в силу с 01 января 2011г. В настоящем решении о бюджете Собрание не утвердило нормативы финансовых затрат на содержание дорог местного значения. Нормативы финансовых затрат на содержание капитальный ремонт, текущий ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждены в ценах 2007года Собранием МО «Холмский городской округ» только 24 февраля 2011 года. (№ 23/4- 491). По смыслу вышеуказанного означает, что Администрация МО «Холмский городской округ» не имела возможности разместить заказ на официальном сайте, т.к. в бюджете на очередной финансовый год не были предусмотрены лимиты по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения муниципального образования «Холмский городской округ» в период зимних циклонов, Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Холмский городской округ» было принято Распоряжение № 92 от 28.12.2010г. « О выделении денежных средств из резервного фонда». Администрацией МО «Холмский городской округ» утверждено постановление от 08.10.2010г. № 1248 « О порядке расходования средств резервного фонда Администрации МО «Холмский городской округ». В пункте 1.4. Общего положения вышеуказанного постановления оговорено, что резервный фонд используется для финансирования непредвиденных (не предусмотренных в бюджете) расходов и расходов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствующем финансовом году. Кроме того, 29 декабря 2010 го да Комитет по управлению имуществом МО «Холмский городской округ» провел открытый аукцион по предоставлению в аренду сроком на 1 год движимого муниципального имущества ( в том числе техника по содержанию автомобильных дорог), где победителем аукциона признан ООО «Холмские дороги». Поскольку, ООО «Холмские дороги» заключило договоры аренды муниципальной техники с целью содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования, Администрация МО «Холмский городской округ» вправе заключить контракт по содержанию автомобильных дорог общего пользования без размещения заказа с ООО «Холмские дороги». Полагает, что Кузьменко А.И.- как должностное лицо, принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, предотвратил обстоятельства, которые могли повлечь наступление какой- либо чрезвычайной ситуации, т. к. в период зимних циклонов и снегопадов жизнеобеспечение населения муниципального образования «Холмский городской округ» было стабильное.

В судебном заседании представитель Кузьменко А.И. – Булатова Н.Ю. поддержала жалобу по доводам, в ней изложенным.

Прокурор Бондарчук И.В. не согласен с жалобой, просит оставить постановление УФАС по Сахалинской области без изменения.

Представитель УФАС по Сахалинской области в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

21.01.2011 года между администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» в лице первого заместителя главы администрации Кузьменко А.И. и ООО «Холмские дороги» заключен муниципальный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что стоимость работ составляет <данные изъяты> рублей.

В силу ст. 5 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ – далее по тексту закон о размещении заказов, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 данного закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Частью 1 ст.10 Закона о размещении заказов определены способы размещения заказа:

    1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме:

    2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Статьей 42 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений ч. 3 данной статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5, 6 данной статьи и гл. 5 данного закона.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с данным пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У установлен предельный размер расчетов по одной сделке, который составляет 100 000 руб.

Как следует из муниципального контракта <данные изъяты> основанием для его заключения послужило распоряжение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Холмский городской округ» от 28.12.2010 № 92, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.

Из указанного распоряжения следует, что в связи с тем, что 29.12.2010 заканчиваются договоры по обслуживанию и содержанию дорог муниципального образования «Холмский городской округ», существует вероятность ЧС, связанных с поддержанием нормальной жизнедеятельности населения муниципального образования, особенно в период воздействия зимних циклонов, поэтому администрации МО «Холмский городской округ» рекомендовано до объявления результатов конкурса на выполнение работ по обслуживанию и содержанию дорог в муниципальном образовании заключить договоры с ООО «<данные изъяты>», 000 «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО ЖКХ «<данные изъяты>». ИП <данные изъяты>., ТП «<данные изъяты>» на выполнение данного вида работ.

На основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с данным пунктом, а также копия заключенного контракта.

Таким образом, только при наступлении события, возникшего вследствие непреодолимой силы, заказчик может без проведения каких-либо процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях ликвидации последствий непреодолимой силы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Как видно из Приложения № 1 к контракту - Технического задания, указанные работы направлены не на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, а на поддержание нормального состояния дорог в зимний период - заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление (п. 2); регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства (в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, дорожных знаков, ограждений и других объектов) (п. 7): поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных переходов (п. 9) и т.д.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд соглашается с должностным лицом, вынесшим постановление в отношении Кузьменко А.И., об отсутствии факта непреодолимой силы.

Так, срок выполнения работ в контракте определен с 22.01.2011 до 31.03.2011, т.е. срок выполнения работ установлен в течение квартала, в то время как для ликвидации последствий непреодолимой силы заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) во избежание применения иных способов размещения заказа, требующих затрат времени. Указанный же в контракте срок выполнения работ с 22.01.2011 до 31.03.2011 свидетельствует об отсутствии необходимости выполнения работ, направленных на ликвидацию последствий непреодолимой силы.

При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами Булатовой Н.Ю. и приходит к выводу о том, что на момент заключения муниципального контракта, обстоятельств непреодолимой силы, требующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для ее ликвидации, не имелось, следовательно, основания для заключения муниципального контракта у заказчика отсутствовали.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 данной статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с ч. 4.2 данной статьи.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень).

Согласно ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с ч. 4 данной статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как установлено должностным лицом УФАС по Сахалинской области при рассмотрении дела об административном правонарушении и нашло свое подтверждение в судебном заседании, в рамках контракта необходимо выполнить работы по содержанию автомобильных дорог г. Холмска, в связи с чем, торги должны проводиться путем открытого аукциона в электронной форме.

За принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона установлена административная ответственность должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Доводы Булатовой Н.Ю. о том, что необходимость заключения договора возникла в связи с тем, что с 01.01.2011 закончились договоры на обслуживание дорог, и после прохождения циклонов возникла необходимость в срочной очистке территорий городского округа от снега, а процедуры, которые предусмотрены Законом о размещении заказов, длительные, поэтому договор был заключен с единственным исполнителем, не являются основаниям для освобождения Кузьменко А.И. от наступления административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, действия первого заместителя главы администрации МО «Холмский городской округ» Кузьменко А.И. были правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Кузьменко А.И. в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для отмены постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области № 114 от 26.05.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации МО «Холмский городской округ» Кузьменко А.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области № 114 от 26.05.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Кузьменко Андрея Ивановича – оставить без изменения, жалобу представителя Кузьменко Андрея Ивановича - Булатовой Наили Юнусовны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

                Судья        Т.Г.Лосева