Дело № 2-24/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Хохольский 17 января 2011 года
Хохольский районный суд Воронежской области в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Гребенщиковой О.В., с участием истца Воротникова А.Д., представителя ответчика Замятина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воротникова Александра Дмитриевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хохольскому району Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж определенные периоды работы и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Решением № 122 от 22 сентября 2010 года ГУ - УПФ РФ по Хохольскому району Воронежской области отказало Воротникову А.Д. в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда, указав, что у него не имеется специального стажа для досрочного назначения трудовой по старости.
Считая указанное решение незаконным, Воротников А.Д. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ по Хохольскому району, в котором просил признать указанное решение незаконным, признать за ним право на досрочную пенсию по старости, обязать включить в специальный стаж период работы в качестве кабельщика-спайщика в цехе № 178 Конструкторского бюро химавтоматика.
В судебном заседании Воротников А.Д. иск поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Хохольскому району – Замятин О.В. просил в иске отказать, т.к. в результате документальной проверки 27.07.2010г. в ОАО «КБХА» периоды работы истца не подтверждены, поскольку из представленных документов не установлено, что Воротников А.Д. работал кабельщиком-спайщиком на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками в течение полного рабочего дня.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по достижению возраста 55 лет имеют мужчины, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 (в ред. постановления от 24.04.2003 г. № 239) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Указанным Списком № 2 и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, предусмотрено, что право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах дает работа в качестве кабельщика-спайщика на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками (поз.23100000-12624 раздел XXIX «Связь»), при условии выполнения указанной работы постоянно в течение полного рабочего дня.
Паспортом истца подтверждено, что он родился 30.06.1955 года, то есть, к моменту вынесения решения об отказе в назначении досрочной пенсии достиг возраста 55 лет.
Наличие у истца более 25 лет страхового стажа ответчиком не оспаривается, а потому признается судом доказанным.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ по Хохольскому району Воронежской области № 122 от 22 сентября 2010 года ГУ - УПФ РФ по Хохольскому району Воронежской области Воротникову А.Д, отказано в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда в качестве кабельщика-спайщика в конструкторском бюро химавтоматика, в связи с отсутствием у него специального стажа для досрочного назначения трудовой по старости (л.д.7-9).
Из записей в трудовой книжке истца Воротникова А.Д. следует, что он работал в конструкторском бюро химавтоматика кабельщиком-спайщиком с 01.12.1977г. по 01.07.2003г. (л.д.11-13).
Выданной истцу работодателем справкой № к-46/8-4а от 05.10.2009г., уточняющей особый характер и условия труда, подтверждены доводы истца о том, что в спорный период он работал полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе кабельщиком-спайщиком, занятым на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками (л.д.10).
При проведении пенсионным фондом проверки факта льготной работы Воротникова А.Д. (акт № 35-227 от 27.07.2010г.) было установлено, что согласно положению об электроцехе № 178 основной задачей цеха является обеспечение бесперебойного и качественного электроснабжения цехов и отделов испытательного комплекса, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт электроустановок, вентиляционных установок, техническое обслуживание и ремонт контрольно-измерительных приборов и автоматики. Штатными расписаниями цеха предусмотрена профессия «кабельщик-спайщик» в количестве 2 штатных единиц. В карточке Т-2 имеется информация о предоставлении Воротникову А.Д. за период с 1977 по 2003 годы ежегодных дополнительных отпусков 12 дней за особые условия труда. Информация об отвлечениях от основной работы отсутствует. Согласно лицевым счетам Воротников А.Д. получал доплату за вредные условия труда.
Таким образом, при проведении проверки не было установлено, что Воротников А.Д. работал кабельщиком – спайщиком не полный рабочий день.
Из инструкции по охране труда для рабочих и ИТР при обслуживании и ремонте кабельных линий следует, что при выполнении таких работ возможны выделение паров свинца при пайке с помощью паяльной лампы, попадание расплавленной кабельной массы на открытые участки тела работающих. Инструкцией по технике безопасности при пайке оловянно-свинцовыми припоями установлены следующие требования: пайка изделий сплавами, содержащими свинец, производится вручную с помощью электропаяльников, для пайки используются оловянно-свинцовые припои, процесс пайки сопровождается загрязнением парами свинца, происходит загрязнение свинцом кожи рук работающих, пары свинца, попадая в организм человека, откладываются в различных органах.
Доводы ответчика о том, что при проверке предприятия специалистом ГУ – УПФ РФ по г. Воронежу, работодатель не представил для проверки технологические карты процесса спайки освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками, должностную инструкцию кабельщика-спайщика, журналы инструктажей по охране труда, сменно-суточные задания, наряды – задания, подтверждающие юридическую значимость факта работы в условиях, дающих право на досрочную пенсию по старости, суд не принимает, исходя из следующего:
- эти доводы не опровергают представленные истцом доказательства о характере и условиях ее работы в спорный период;
- неполное отражение в документах сведений не по вине работника, не сохранность документов за весь спорный период, не может влиять на права работника, в том числе на назначение льготной пенсии, поскольку полнота и правильность оформления документов работодателем не зависит от работника. Тем более, что предприятие и не обязано хранить документы, которые требует предоставить ответчик. При хранении документов Конструкторское бюро химавтоматика руководствовалось перечнем документов со сроками хранения Министерства общего машиностроения СССР. В частности, документы по инструктажу, наряды на выполненные работы должны храниться в течение 3 лет, технологические карты – 5 лет, в силу чего предприятие не может представить указанные документы. Из объяснений Воротникова А.Д. следует, что должностная инструкция кабельщика – спайщика никогда на предприятии не утверждалась, так как принятие инструкций для рабочих не было предусмотрено. Пенсионный фонд, в свою очередь, требует предоставить документы, которые не должны и не могут храниться на предприятии к моменту обращения Воротникова А.Д. за назначением досрочной пенсии по старости;
- статья 25 ФЗ-173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что работодатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения пенсии. В случае, когда содержащиеся в документах сведения неверны и на их основании произведена выплата пенсии, работодатель возмещает органу, выплачивающему пенсию, причиненный ущерб.
Также суд учитывает, что работавшему совместно с истцом кабельщиком – спайщиком Б.Н.Е. ранее была назначена досрочная пенсия по старости с учетом его стажа работы кабельщиком – спайщиком в цехе № 178 Конструкторского бюро химавтоматика.
Суд считает, что Воротников А.Д. имеет право на включение периода работы кабельщиком – спайщиком в цехе № 178 Конструкторского бюро химавтоматика. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию, по мнению управления пенсионного фонда, недостаточно подтверждающих документов, не должно нарушать законно возникшее право истца, поскольку ставит его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, суд считает, что в специальный трудовой стаж истца подлежат включению следующие периоды работы в качестве кабельщика-спайщика в цехе № 178 Конструкторского бюро химавтоматика (после переименования Государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро химавтоматики») с 01.12.1977г. по 31.05.1979г. – 1 год 6 месяцев, с 24.06.1979г. по 02.08.1993г. – 14 лет 1 месяц 9 дней, с 01.09.1993г. по 31.12.1997г. – 4 года 4 месяца, с 01.01.1998г. по 31.12.1998г. – 10 месяцев 29 дней, с 01.01.1999г. по 30.06.2003г. – 6 лет 6 месяцев.
Периоды нахождения Воротникова А.Д. в учебном отпуске с 01.06.1979 по 23.06.1979, отпуске без сохранения заработной платы с 03.08.1993 по 30.08.1993г., работа в режиме неполной рабочей недели с 01.01.1998 по 31.12.1998г. истцом не оспариваются.
Исходя из вышеуказанного, суд признает, что у Воротникова А.Д. по состоянию на 22.09.2010г. имелся специальный трудовой стаж 25 лет 4 месяца 8 дней для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда по Хохольскому району Воронежской области № 122 от 22 сентября 2010 года об отказе Воротникову Александру Дмитриевичу в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хохольскому району Воронежской области включить в подсчет специального трудового стажа Воротникова Александра Дмитриевича, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда периоды работы в качестве кабельщика-спайщика в цехе № 178 Конструкторского бюро химавтоматика (после переименования Государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро химавтоматики») с 01.12.1977г. по 31.05.1979г. – 1 год 6 месяцев, с 24.06.1979г. по 02.08.1993г. – 14 лет 1 месяц 9 дней, с 01.09.1993г. по 31.12.1997г. – 4 года 4 месяца, с 01.01.1998г. по 31.12.1998г. – 10 месяцев 29 дней, с 01.01.1999г. по 30.06.2003г. – 6 лет 6 месяцев.
Признать за Воротниковым Александром Дмитриевичем право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения истца, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Привалов А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2011 года.