Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ханты-Мансийск 07 июля 2010 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Жуковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1490/10 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть - Хантос» об обязании устранения нарушений природоохранного законодательства и выполнении водоохранных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть - Хантос» об обязании устранения нарушений природоохранного законодательства и выполнении водоохранных мероприятий, мотивируя свои требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении использования водных объектов в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При этом, выявлены факты грубого нарушения ООО «Газпромнефть - Хантос» требований водного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ...
Установлено, что пользование недрами на ... на основании лицензии от Дата обезличена года осуществляется ООО «Нефтяная компания «Сибнефть-Югра». Для выполнения работ по проведению сейсморазведочных и опытно-промышленных работ, содержанию и эксплуатации разведочных и эксплуатационных скважин, объектов обустройства месторождения, выполнения операций с углеводородами и иных работ ООО «Нефтяная компания «Сибнефть-Югра» Дата обезличена года заключен соответствующий договор об оказании операторских услуг с ООО «Сибнефть-Хантос» (в последующем переименовано в ООО «Газпромнефть - Хантос», дополнительное соглашение к указанному выше договору Номер обезличен от Дата обезличена года).
При этом, в зимний период Дата обезличена года работниками ООО «Газпромнефть - Хантос» при обустройстве ... с нарушением природоохранного законодательства произведены работы по строительству дамбы-переправы на протоке ... с применением грунта, песка и древесины, для проезда на противоположный берег автотранспортной техники. Указанная дамба через протоку ... сооружена в ...
Работы осуществлены в отсутствии каких-либо разрешительных документов, без согласования с уполномоченными государственными органами.
Согласно требований ст.11 Водного кодекса РФ использование акватории водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования, при этом пользование водными объектами для строительства гидротехнических сооружений, мостов, линейных объектов, создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
При этом, согласно ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.
Как установлено проверкой, какие-либо мероприятия, направленные на охрану протоки «Тимкина» при устройстве переправы, работники ООО «Газпромнефть - Хантос» не выполняли, с контролирующими органами не согласовывали.
В соответствии со ст.60, 61 Водного кодекса РФ при проектировании и строительстве объектов, внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) размещение и эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В статье 3 Водного кодекса РФ закреплены основные принципы водного законодательства, к которым относятся значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
По информации, представленной Филиалом по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФГУ «Нижнеобьрыбвод», пересыпка протоки ... отрицательно сказывается на состоянии рыбных запасов и может нанести значительный ущерб. Возведение дамбы на указанной протоке препятствует свободной миграции на нерест, нагул и зимовку как частиковых, так и ценных осетровых (молоди стерляди, осетра сибирского) видов рыб.
Ввиду ограниченного прохода рыбы по этой протоке, вероятно постепенное снижение видового и количественного разнообразия водных биологических ресурсов в пойменных водоемах реки ...
Согласно ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом, юридические лица обязаны проводить мероприятия по восстановлению природной среды, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Экологической доктриной Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года №1225-р) установлено, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Одними из стратегических целей государственной политики в области экологии являются сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества, а также обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
Допущенные ООО «Газпромнефть - Хантос» нарушения закона, выразившиеся в самовольном возведении переправы через протоку ... а также невыполнение работ по её ликвидации грубейшим образом нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ. Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием (ст.17, ст.18 Конституции РФ, ст.1, ст.2 ГК РФ).
В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Устройство дамбы (переправы) через водный объект, а также непроведение работ по ликвидации возведенной переправы напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 года №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. При этом, на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п.14 указанного Пленума).
В статье 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Суды общей юрисдикции, в соответствии со ст.22 ГПК РФ, рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим из экологических и иных правоотношений.
На основании изложенного, Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Газпромнефть - Хантос» в срок до Дата обезличена года ликвидировать дамбу-переправу через протоку ... расположенную в ...
В судебное заседание Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, представитель ответчика, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения иска, не явились, представили заявления о рассмотрении искового заявления в их отсутствии. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно представленного в суд заявления исковые требования признал, последствия признания иска ему известны и понятны.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ООО «Газпромнефть - Хантос», считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Газпромнефть - Хантос» в срок до Дата обезличена года ликвидировать дамбу-переправу через протоку ... расположенную в ...
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.
Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов