Решение (о ликвидации места размещения отходов)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ханты-Мансийск 05 июля 2010 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Жуковской О.В.,

с участием:

прокурора - старшего помощника межрайонного прокурора ФИО2,

представителя ответчика администрации ... ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1486/10 по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации ..., Администрации ... об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов и утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации ..., Администрации сельского поселения ... о возложении обязанности ликвидации несанкционированного места размещения отходов и утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства по обращению с твердыми бытовыми отходами в ... ... установлено, что отходы производства и потребления, образуемые в ..., размещаются на несанкционированной свалке, расположенной в 400 метрах от населенного пункта.

Данная свалка не соответствует требованиям экологической безопасности и ее эксплуатация осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования сельское поселение ... в срок до Дата обезличена года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 400 метрах от ......, путем очистки территории от размещенных твердых бытовых отходов. Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение ... в срок до Дата обезличена года обеспечить сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образуемых от населения ......, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Обязать администрацию ... в срок до Дата обезличена года обеспечить утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения сельского поселения ... ..., в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

В судебное заседание представитель Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры ФИО2 исковые требования поддержал, дал пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Администрации ... ФИО3, действующий на основании доверенности от Дата обезличена года, исковые требования не признал, суду пояснил, что указанные в исковом заявлении сроки устранения имеющихся нарушений являются не реальными.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения ... представитель третьего лица Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ... в суд не явились, будучи надлежащим образом извещенными о судебном заседании. Представитель Администрации сельского поселения ... представил заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии, с актом о несанкционированной свалке инспектора согласен.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения требований законодательства по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории ... Проверкой установлено, что отходы производства и потребления, образуемые в ..., размещаются на несанкционированной свалке, расположенной в 400 метрах от указанного населенного пункта, до водного объекта реки Иртыш ориентировочное расстояние 1 километр. Площадь земельного участка, занятого под размещение свалки, составляет 1 гектар.

Данная свалка не отвечает требованиям экологической безопасности и ее эксплуатация осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Указанные факты подтверждаются актом обследования несанкционированных свалок в ..., ..., ..., составленного комиссией в составе помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора ФИО5, государственного инспектора по охране природы, по контролю за использованием и охраной водных объектов Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ... ФИО4

Доказательств, в опровержение данных, отраженных в указанном акте стороной ответчика суду не предоставлено.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ст.11 указанного Федерального закона, при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, необходимо соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование объектов размещения отходов с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению причинения вреда окружающей среде, загрязнению почв, поверхностных вод и подземных водоемов, атмосферы. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона.

Статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» закреплено, что Главный государственный врач Российской Федерации уполномочен утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года №16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Согласно п.2.1. Санитарных правил, полигоны твердых бытовых отходов должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

В нарушение вышеуказанного законодательства, а также п.п. 2.2., 3.9., 4.3., 4.4., 4.5., 4.6., 4.7., 5.1., 5.2, 5.3, 5.4., 5.5., 5.7, 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 6.5., 6.6., 6.7. данных Санитарных правил, на свалке отсутствует гидроизоляция, водоотводная канава дождевых и дренажных вод, обваловка по периметру, контрольно-дезинфицирующая зона, ограждение, отсутствует проект на место размещения отходов, отсутствует программа производственного контроля, не ведется учет поступающих отходов, не выполняются необходимые мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды, не приняты меры по недопустимости возгорания ТБО.

На земельный участок, где располагается свалка, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Пунктами 3.1, 3.2 Санитарных правил, установлено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), перерабатывающие и сжигательные заводы. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.

Однако в ... свалка, расположенные в 400 метрах от села ... ни по одному из параметров не отвечает требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения, что является существенным нарушением природоохранного законодательства, доказательств, отвечающих требованиям допустимости в опровержение доводов иска, стороной ответчика суду, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не предоставлено.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором размещаются отходы, в установленном порядке для указанных нужд не отведен.

В силу положений ст.6 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. На основании ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, при этом пользование земельными участками могут осуществлять собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута. В соответствии со ст.25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним».

Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности. При этом, проект на размещение объекта по утилизации и складированию отходов, отсутствует.

В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами.

Аналогичные обязанности органов местного самоуправления закреплены в ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.3 ст.1 Устава ... предусмотрено, что ... является муниципальным образованием ... наделенным статусом муниципального района.

В границах территории ... находится сельское поселение ... (ч.6 ст.1 Устава ...).

Согласно с ч.4 ст.1 Устава сельского поселения ... в границах сельского поселения ... находятся населенные пункты: село ... деревня ... деревня ...

В соответствии с п.12 ч.1 ст.6 Устава ... к вопросам местного значения ... относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Конституция Российской Федерации (ст.42) закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредны) воздействий хозяйственной деятельности (ст.12 ЗК РФ).

На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года №1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Так и в преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами государственной политики Российской Федерации указаны сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В судебном заседании судом установлен факт нарушения ответчиками природоохранного, санитарного законодательства, которые напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в ..., на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Таким образом, требования прокурора, с учетом требований разумности к срокам исполнения возложенных обязанностей, о возложении на Администрацию сельского поселения ... обязанности в срок до Дата обезличена года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 400 метрах от села ... ... путем очистки территории от размещенных твердых бытовых отходов; возложении на Администрацию сельского поселения ... обязанности в срок до Дата обезличена года обеспечить сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образуемых от населения села ... ..., в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства; возложении на Администрацию ... обязанности обеспечить утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения села ... сельского поселения ... ..., в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в срок до Дата обезличена года, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения ... в срок до Дата обезличена года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 400 метрах от села ... ... путем очистки территории от размещенных бытовых отходов.

Обязать администрацию сельского поселения ... в срок до Дата обезличена года обеспечить сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образуемых от населения села ... ..., в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

Обязать администрацию ... в срок до Дата обезличена года обеспечить утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения села ... сельского поселения ... ..., в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 09 июля 2010 года.

Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200