Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 11 июня 2010 года
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи: Клименко Г.А.,
при секретаре: Нечаевой Т.А.,
с участием: прокурора Зубрилова А.А., истца: ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1219/10 по исковому заявлению <данные изъяты> прокурора в интересах ФИО1 к Департаменту строительства <данные изъяты> об обязании включить в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год на выдачу государственного жилищного сертификата гражданам, выезжающим за пределы районов Крайнего Севера, ФИО1 как гражданина, не имеющего жилого помещения для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту строительства <данные изъяты> об обязании включить в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год на выдачу государственного жилищного сертификата гражданам, выезжающим за пределы районов Крайнего Севера, ФИО1 как гражданина, не имеющего жилого помещения для постоянного проживания, мотивировав заявленное требование тем, что ФИО1 является инвалидом 1 группы, имеет 100 % утрату профессиональной трудоспособности, третью стадию в самостоятельному передвижению, что делает затруднительным самостоятельное обращение в суд. Ответчик отказал ФИО1 в признании его участником указанной программы и выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование отказа имеется ссылка на п. 44 Правил, согласно которому для получения сертификата необходимо предоставлении обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения. Однако, согласно сведениям БТИ и регистрирующего органа ФИО1 какого - либо имущества в собственности не имеет ФИО1 с 1986 года по 2008 года был зарегистрирован в жилом помещении в <адрес> совместно с ФИО4. В апреле 2008 года ФИО4 продала данную квартиру и приобрела в собственность <адрес>. ФИО1 в браке с ФИО4 не состоял, членом семьи ее не является. Соответственно ФИО1 не может представить обязательство о сдаче квартиры, находящейся в собственности ФИО4.
Истец в судебном заседании пояснил, что с 1986 года по 2000 год он был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> совместно с ФИО4 С 2000 года, после несчастного случая, в результате которого он стал инвалидом, проживает с ФИО4, которая пустила его до разрешения жилищного вопроса, так как у него жилья нет.
Представитель истца ФИО3 исковые требования <данные изъяты> прокурора поддержал в полном объеме, дав пояснения согласно искового заявления.
Представитель ответчика Департамента строительства <адрес> в судебное заседание не явился, хотя извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Заслушав прокурора, истца, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.06 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., постановлением Правительства автономного округа от 14 февраля 2007 года № 32 - п, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. является Департамент строительства автономного округа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья из федерального бюджета.
На основании личного заявления, в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., ФИО1 включен в водный список граждан - получателей сертификатов в 2010 году по - Ханты-Мансийскому автономному округу - Юрге по категории граждан - инвалид первой группы.
Для получения жилищного сертификата истицу предложено предоставить в отдел по жилищной политике администрации <адрес> необходимые документы, в том числе обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме (уведомление ДД.ММ.ГГГГ
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истец были извещен об отсутствии правых оснований для признания его не имеющим жилого помещения для постоянного проживания на основании письма Департамента строительства <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что отсутствуют основания для признания ФИО1 применительно к условиям подпрограммы не имеющим жилого помещения для постоянного проживания, обязательство по форме, установленной действующим законодательством, не представлено.
Таким образом, фактически ФИО1 отказали в предоставлении жилищного сертификата и исключили из сводного списка граждан участников - подпрограммы.
Истец настаивает на том, что им были предоставлены все необходимые документы для получения жилищного сертификата, квартира, о которой говорит ответчик, принадлежит на праве собственности ФИО4, которая не является членами его семьи и участником подпрограммы, истец проживает в указанной жилом помещении на основании договора поднайма, с позволения ФИО4 до разрешения жилищного вопроса.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года установлен Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно ст. 6 которого у3словием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление ис обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственных жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.
Перечень документов, предоставляемых для получения сертификата гражданином - участником подпрограммы определен п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.
Указанный перечень в качестве необходимого документа включает обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложении. № 6, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. В случае непредставления или неполного предоставления документов, указанных в п. 44 Правил, сертификат не выдается.
В качестве оснований для признания гражданина не имеющим жилых помещений в п. 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов названы - отсутствие в жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Из представленных материалов следует, что ФИО1 зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>
С 1986 года по 2008 год ФИО1 был зарегистрирован совместно с ФИО4 в <адрес>, принадлежащей ФИО4 на основании договора бесплатной передачи квартиры в личную собственность от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 продала указанное жилое помещение и приобрела <адрес> в <адрес>.
Согласно объяснений, полученных от ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, в 1986 году она прописала ФИО1 в своей квартире, какое - то время они проживали совместно, затем он ушел к своей бывшей жене. В 2000 году с ФИО1 произошел несчастный случай, он стал инвалидом. Так как бывшая жена отказалась забирать его из больницы, она забрала его к себе до решения жилищного вопроса. После размена нее квартиры, в 2008 году, она снова прописала ФИО1 к себе в квартиру, по адресу: <адрес>. При подаче документов для получения жилищного сертификата работниками администрации <адрес> было предложено приложить договор поднайма, который он якобы заключил с ней. Однако фактически никакого договора они не заключали. ФИО1 попросил ее разрешения пожить в квартире, так как собственного жилья у него нет, родственников в <адрес> также нет.
Таким обзорам, судом установлено, что истец проживает в квартире с устного согласия собственника, членом семьи собственника жилого помещения не является, ФИО4 не является участником подпрограммы, не претендует на получение жилищного сертификата и не намерена выезжать за пределы округа.
Доказательств, опровергающих либо ставящих по сомнения указанные обстоятельства, стороной ответчика не представлено.
Все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у истца жилого помещения для постоянного проживания были предоставлены согласно уведомлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что состав семьи истца составляет 1 человек, при этом проживание ФИО1 в указанной квартире носит временный характер.
Другого жилого помещения на условиях социального найма либо на праве собственности истец не имеют.
Соответственно, в данном случае имеет место исключение, установленное п.п. ж п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, так как его проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, носит временный характер, иного жилого помещения для постоянного проживании ФИО1 не имеет, что освобождает его от обязанности предоставления обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения.
Более того, п. 30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не возлагает на граждан каких - либо дополнительных обязательств, не предусмотренных федеральным законом и не ограничивает их право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на условиях и в порядке, установленном Федеральных законом от 26 октября 2002 года № 125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,
Таким образом, учитывая, что исключение истцов из списков очередности на получение субсидии является незаконным, нарушающим их права на получение финансовой поддержки в обеспечении жильем в виде получения жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования <данные изъяты> прокурора в интересах ФИО1 к Департаменту строительства <данные изъяты> об обязании включить в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год на выдачу государственного жилищного сертификата гражданам, выезжающим за пределы районов Крайнего Севера, ФИО1 как гражданина, не имеющего жилого помещения для постоянного проживания, удовлетворить.
Возложить на Департамент строительства <данные изъяты> обязанность включить в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год на выдачу государственного жилищного сертификата гражданам, выезжающим за пределы районов Крайнего Севера, ФИО1 как гражданина, не имеющего жилого помещения для постоянного проживания
Решение может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней, с подачей кассационной жалобы и представления через Ханты-Мансийский районный.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 июня 2010 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Г.А. Клименко