РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 09 августа 2010 года
Тюменская область
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Блашковой Л.Л.,
при секретаре Шакировой М.З.,
с участием представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> ФИО3, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказа Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства. Требования заявителя мотивированны тем, что заявитель является собственниками земельного участка по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности. Как собственник земельного участка обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры и ЖКХ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за разрешением на строительство индивидуального дома на своем земельном участке, в связи с тем, что дом который находится на земельном участке и в котором проживает является старой постройкой, в настоящее время пришел в негодность. Однако, получила отказ в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок находится в зоне природных территорий. Полагает, что в данном случае нарушаются права собственника. Отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права собственников, жилищные права, создает угрозу жизни и здоровья.
Просит суд, признать отказ Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города в выдаче разрешения на строительство жилого дома по <адрес> - незаконным. Обязать Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города выдать заявителям разрешение на строительство жилого дома по адресу <адрес>.
Заявитель в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела без ее участия, на своих требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства, требования заявителей не признала. Пояснила, что отказ в выдаче разрешения на строительство является законным, в виду того, что строительство дома по указанному адресу не предусмотрено градостроительным планом. Просит суд в удовлетворении требований отказать.
Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, считает требования заявительницы законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявитель на основании договора купли-продажи земельного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность по земельный участок, земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома, площадью 586 кв.м.
Право собственности на земельный участок подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Право собственности на дом, расположенный на участке (общей площадью 39 кв.м.) подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному техническому паспорту жилого помещения - <адрес> в <адрес>, представляет строение 1963 года, физический износ дома составляет 75 % на ДД.ММ.ГГГГ год, общая площадь - 39 кв.м., жилая 20,2 кв.м.
Заявитель обратилась в Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства, который согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ №, отказал о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в выдаче соответствующего разрешения, на основании ч.11 и 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана).- (схема планировочной организации земельного участка, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Принадлежащий земельный участок находится в зоне природных территорий. В которой не допускается размещение объектов капитального строительства.
Считая указанный отказ незаконным, заявители обратились в суд с заявлением о его обжаловании.
В силу ст. 256 ГК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, или создаются препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на органе, который его принял.
Отказ Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> мотивирован несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана.
Согласно ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Согласно градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок относится к зоне природных территорий, в данной зоне не допускается размещение объектов капитального строительства.
На стадии подготовки к рассмотрению гражданского дела стороне заинтересованного лица предложено представить суду сведения о сроках исполнения градостроительного плана, времени изъятия участка.
Как пояснил представитель заинтересованного лица, земельный участок по в настоящее время не изъят, решения о сроках исполнения градостроительного плана не принималось, сроки изъятия земельного участка не определены.
Таким образом, суд не усматривает оснований в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке его собственнику.
Кроме того, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Однако при разработке градостроительного участка земельного участка по адресу: <адрес> не учтен факт нахождения на земельном участке жилого дома, предоставления земельного участка для обслуживания такого дома.
Из представленных фотографий заявителем усматривается, что на <адрес> в <адрес>, в зоне природных территорий находится не только дом заявителя, но и иных граждан, также дома расположены и выше указанного дома.
Согласно п. 2 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из представленного технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеющий износ 75 %.
Согласно Постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что дом по <адрес> горел ДД.ММ.ГГГГ, в результате пожара повреждена крыша жилого дома, дощатый пристрой к дому, а также в результате тушения пожара залито водой имущество находящиеся внутри дома.
Указанное в совокупности свидетельствует о том, что это ведет к созданию реальной угрозы жизни и здоровью заявительницы, собственника как земельного участка, так и жилого дома на нем.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство ведет к нарушению жилищных прав заявителя, созданию реальной угрозы жизни и здоровью.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Из содержания ст.ст.1, 2 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Кроме того, следует отметить, что п.3 ст. 85 ЗК РФ субъектами прав на землю предоставлено право самостоятельного выбора любого вида разрешительного использования участка (без необходимости предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями или должностными лицами), т.е. конкретной цели его использования.
Исходя из правоустанавливающих документов принадлежащий заявителю земельный участок имеет разрешенное использование под обслуживание жилого дома (земли поселений под объектом недвижимости -жилым домом).
Градостроительный регламент принят в противоречие с ране установленным правовым режимом спорного земельного участка.
И хотя ранее установленный режим использования жилого участка -обслуживания дома, и вновь установленный режим - природная территория, относятся к режимам разных территориальных зон. Тем не менее Земельный и Градостроительный кодексы не требуют обязательного приведения ранее установленного вида использования земельных участков в соответствие с градостроительными регламентами, т.е. правообладатели таких земельных участков могут их использовать согласно ранее возникшим требованиям в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока при сохранении объектов недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание приведенные доводы, с учетом значительного износа жилого помещения, занимаемого заявителями, недостаточной площади одного участка заявителей для разрешенного использования под строительства объектов образования, а также не известность реализации градостроительного регламента (возведение объектов образования), с учетом соблюдения прав собственников земельного участка (ст. 209 ГК собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 260 ГК РФ), суд приходит к убеждению о неправомерности отказа Департамента в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Заявительница согласно представленным документам обращалась за разрешением на строительство двух этажного жилого дома.
Суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> выдать заявителям разрешение на строительство двухэтажного жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 249, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> - незаконным.
Обязать Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> выдать ФИО1 разрешение на строительство двухэтажного жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Л.Л. Блашкова
копия верна судья Л.Л. Блашкова