Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ханты-Мансийск 04 августа 2010 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Гришкиной И.А.,
с участием:
истца ФИО3,
представителя истца ФИО6,
представителей ответчика ФИО7, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1632/10 по иску ФИО3 к Департаменту культуры <адрес> о признании приказа о прекращении трудового договора незаконным, увольнения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту культуры <адрес> о прекращении трудового договора незаконным, увольнения незаконным, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ее уволили с должности художественного руководителя - директора учреждения <адрес> «<данные изъяты>», данный приказ и соответственно ее увольнение являются незаконными.
На основании пункта 6.1 ФИО2 театра высшим должностным лицом учреждения является художественный руководитель - директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством <адрес>, а не приказом первого заместителя директора департамента.
На должность художественного руководителя театра она назначена ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, данное ФИО1 продолжает действовать до настоящего времени, его ни кто не отменял, соответственно до настоящего времени она продолжает быть назначенной на должность художественного руководителя - директора театра.
Все годы она работала и продолжает работать на основании действующего ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и ФИО2 театра, а не на основании трудового договора с художественным руководителем - директором театра № от ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчик не заключал с нею пять лет, а приказа о приеме на работу не издал до настоящего времени. Соответственно ответчик не может ее уволить своим приказом, потому что приказа о ее приеме на работу у него нет.
С изданием приказа ответчика о прекращении трудового договора с ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ее статус художественного руководителя не изменился.
В соответствии с п.3.1.1 трудового договора с художественным руководителем - директором театра № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик также не вправе самостоятельно принимать решение о прекращении и увольнении художественного руководителя - директора театра, а имеет право только предварительно внести предложения на рассмотрение Правительства <данные изъяты> о прекращении с ним трудового договора, то есть решение принимает Правительство <данные изъяты>, а не ответчик.
Ответчик уволил ее по п.2 ст.278 ТК РФ руководствуясь постановлением Правительства автономного округа от 18 июня 2002 года №341-п (в редакции от 22 сентября 2009 года). Вместе с тем, в соответствии с императивными требованиями ч.4 ст.12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Следовательно, постановление Правительства автономного округа от 22 сентября 2009 года №257-п «О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 18 июня 2002 года №431-п» наделившее органы государственной власти автономного округа полномочиями по назначению и прекращению полномочий, заключению, изменению и прекращению трудовых договоров с руководителями бюджетных учреждений, которые находятся в их ведении, возможно применить только к отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, согласно статей 12, 19, 68 ТК РФ, распоряжения Правительства автономного округа от 25 октября 2002 года №713-рп, п.6.1 Устава театра и п.3.1.1 трудового договора с художественным руководителем - директором театра № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не наделен полномочиями по прекращению трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом заявлены требования о признании незаконным приказа Департамента культуры и искусства <данные изъяты> «О прекращении трудового договора ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ №; признании незаконным увольнения художественного руководителя - директора учреждения <адрес> «<данные изъяты>» приказом Департамента культуры и искусства <адрес> «О прекращении трудового договора ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании истец ФИО3, представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, дали пояснения согласно искового заявления.
Представители ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признали, суду пояснили, что решение о прекращении действия трудового договора с истцом принято уполномоченным на то органом, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «<данные изъяты>» создано учреждение <адрес> «<данные изъяты>», на должность руководителя указанного учреждения назначена ФИО3
Приказом Комитета по вопросам малочисленных народов севера <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ в учреждение «<данные изъяты>» на должность художественного руководителя.
Распоряжением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №№ учреждение <данные изъяты> «<данные изъяты>» из ведомственной подчиненности Департамента по вопросам малочисленных народов <адрес> передано в ведение Департамента культуры и искусства <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом культуры и искусства <адрес> <адрес> и ФИО3 - художественным руководителем - директором учреждения <адрес> «<данные изъяты>» заключен трудовой договор №, регулирующий отношения между ответчиком и истцом, связанные с исполнением последним обязанностей художественного руководителя - директора учреждения <адрес> <адрес> «<данные изъяты>».
Согласно п.3.1.3., п.6.3 указанного трудового договора, ответчик вправе вносить предложения на рассмотрение Правительства <адрес> о назначении на должность и об освобождении от должности истца, заключать, изменять и прекращать с ним трудовой договор в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе ответчика по основаниям, предусмотренным действующим трудовым законодательством, в том числе в порядке и на основании, предусмотренных ст.278 ТК РФ.
Приказом первого заместителя директора Департамента культуры и искусства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 - художественный руководитель - директор учреждения <адрес> «<данные изъяты>» уволена по основаниям п.2 ст.278 ТК РФ в связи с принятием уполномоченным собственником органом решения о прекращении трудового договора.
В соответствии с Уставом учреждения <адрес> «<данные изъяты>», в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ, указанное учреждение находится в собственности <адрес> и в ведении Департамента культуры и искусства <адрес> <адрес>
Согласно п.5.1.3., п.6.1. указанного устава, ответчик заключает, изменяет и прекращает трудовой договор с художественным руководителем учреждения. Высшим должностным лицом учреждения является художественный руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством <адрес> <адрес>
Согласно Положения о Департаменте культуры и искусства <адрес> - <адрес> утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Департамент культуры и искусства <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес> <адрес>, подчинен Правительству <адрес> <адрес>, обеспечивает государственное управление в сфере культуры и искусства на территории <адрес> осуществляет функции работодателя с правами по заключению, изменению и расторжению трудовых договоров в отношении руководителей учреждений <адрес> <адрес>, находящихся в его ведомственной принадлежности.
Постановлением Губернатора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Положение о Департаменте культуры <адрес> <адрес> согласно которому ответчик является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии. Директор департамента, а в его отсутствие его первый заместитель назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений автономного округа, заключает, изменяет, расторгает с ними трудовые договоры в установленном порядке.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и прекращении полномочий руководителей бюджетных и автономных учреждений» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), органы государственной власти <адрес> - <адрес> наделены полномочиями по назначению и прекращению полномочий, заключению, изменению и прекращению трудовых договоров с руководителями бюджетных учреждений, которые находятся в их ведении.
При этом указанным постановлением также определен перечень бюджетных учреждений, в отношении которых заключение и расторжение трудовых договоров с руководителями учреждений осуществляют руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа на основании решения Правительства <адрес> о назначении либо прекращении полномочий руководителей бюджетных учреждений <данные изъяты>, при этом бюджетное учреждение <адрес> - <адрес> «<данные изъяты>», не включено в указанный список.
Стороной истца в судебном заседании, признается факт исполнения ФИО3 трудовых обязанностей художественного руководителя - директора Учреждения <адрес> «<данные изъяты>», с учетом этого, фактически истцом и его представителем выдвигается основание для признания приказа ответчика о прекращении трудового договора с ФИО3 незаконным - отсутствие у ответчика полномочий по его изданию и необходимость принятия решения об увольнении истца Правительством <адрес>
Как установлено в судебном заседании и подтверждается вышеуказанными Положением о департаменте культуры и искусства <адрес>, Положением о департаменте культуры <адрес> Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О назначении и прекращении полномочий руководителей бюджетных и автономных учреждений», ответчик был наделен полномочиями по решению вопроса о расторжении с истцом трудового договора, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что обжалуемый приказ первого заместителя директора Департамента культуры и искусства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № вынесен в соответствии с компетенцией ответчика.
Суд находит необоснованным ссылки истца и его представителя на то, что увольнение истца было совершено в нарушение положений устава учреждения и в нарушение положений ст.12 ТК РФ, поскольку в п.6.1 Устава Учреждения <адрес> «<данные изъяты>» определено, что руководитель учреждения освобождается от должности Правительством <адрес>, при этом Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и прекращении полномочий руководителей бюджетных и автономных учреждений» установлен порядок прекращения полномочий руководителей бюджетных учреждений, согласно которому ответчик наделен полномочием по прекращению полномочий руководителей бюджетных учреждений.
Статья 12 ТК РФ предусматривает положение, согласно которому только закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Постановление Правительства <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О назначении и прекращении полномочий руководителей бюджетных и автономных учреждений» не является нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, поскольку является актом, наделяющим полномочиями органы государственной власти по решению определенных вопросов. Более того, ответчиком указанный правовой акт применен к действующим правоотношениям между истцом и ответчиком, связанным с увольнением истца, то есть к отношениям, возникшим после вступления его в силу. В связи с чем указанный правовой акт подлежал применению при решении вопроса о расторжении трудового договора между истцом и ответчиком.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что обжалуемый приказ издан ответчиком в пределах его полномочий, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований истца отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Департаменту культуры <адрес> о признании приказа о прекращении трудового договора незаконным, увольнения незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 06 августа 2010 года в 17 часов.
Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов