РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ханты-Мансийск
Тюменской области 21 октября 2010 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Нечаевой А.Ю.,
с участием представителей истца ФИО2, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФИО7, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Департамента строительства <данные изъяты> ФИО6, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1913/10 по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту жилищной политики <данные изъяты>, третьи лица ФИО1, Департамент строительства <данные изъяты> <адрес>, об обязании выдать жилищную субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым требованием к Департаменту строительства <данные изъяты> об обязании выдать жилищную субсидию.
Требование истца мотивированы тем, что истец поставлен на учет по категории «Инвалиды 1 и 2 групп» по федеральной целевой программы «Жилище» с ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом строительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в получении жилищной субсидии, истец был снят с учета граждан, имеющих право на получение субсидии в связи с тем, что на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве собственности принадлежала квартира в <адрес>, истец указал сведения, не соответствующие действительности. Решением Советского районного суда ХМАО - Югры от 03.03.2010 года истец был восстановлен в очереди на получение жилищного сертификата. Ответчик требует предоставить договор купли - продажи квартиры в <адрес>, принадлежавшей истцу до ДД.ММ.ГГГГ года. Действительно истцу принадлежала на праве собственности квартира в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просит суд признать незаконным требование Департамента строительства <данные изъяты> о предоставлении документов: заявления (рапорта) на выдачу сертификата; копии договора купли - продажи жилого помещения в <адрес>, признать незаконным отказ Департамента строительства <данные изъяты> в выдаче сертификата на жилищную субсидию в размере 1 411 200,0 рублей, дополнительно заявив о взыскании о взыскании с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000,0 рублей.
Определением Ханты - Мансийского районного суда от 23 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация <данные изъяты>.
Определением Ханты - Мансийского районного суда от 12 октября 2010 года с согласия представителей истца произведена замена ответчика на Департамент жилищной политики <данные изъяты>, на который в связи с реорганизацией Департамента строительства <данные изъяты> возложены обязательства по предоставлению субсидий для приобретения субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (постановление Губернатора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №) (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец, третьи лица ФИО1, Администрация <данные изъяты> надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, не явились. От представителя третьего лица - Администрации <данные изъяты> поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие не явившихся лиц.
Представители истца ФИО5, ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивают, утверждают, что истец на учет поставлен на основании заявления, поданного им ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО7 просит в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав доводы, изложенные в письменном тексте возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Департамента строительства <данные изъяты> ФИО6 поддержал позицию представителя ответчика.
Согласно письменного отзыва Администрация <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, право на участие в программе с ДД.ММ.ГГГГ не прерывалось. Не прекращалось и не возобновлялось. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление с просьбой выдать сертификат.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на получение жилищных субсидий (также социальных выплат), очередность, условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее также - федеральный закон).
В соответствии со статьей 1 вышеназванного федерального закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статьей 10 федерального закона установлено, что порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2, 3, 9, 10, 14, 20, 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879,
регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;
для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) заявление по форме согласно приложению N 1;
заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Книга регистрации и учета является документом строгой отчетности. В ней не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за осуществление регистрации и ведение учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и печатью;
в книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения;
в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета;
если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях;
граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в частности случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Таким образом, право на получение социальной выплаты носит заявительный характер, возникает с момента постановки гражданина на учет. Повторная постановка на учет возможна на общих основаниях.
Как усматривается из материалов дела, истец ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с заявлением по форме, соответствующей форме приложения N 1 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Администрацией городского поселения <данные изъяты> принято решения № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на очередь для получения субсидии, что соответствует п.14 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 879.
Согласно книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, начатой ДД.ММ.ГГГГ, истец поставлен на очередь за № с ДД.ММ.ГГГГ.
По данной записи на учете состоит до настоящего времени.
Согласно уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список получателей жилищной субсидии за счет бюджета автономного округа в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 02.06.2005 года № 99 - п «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим их ХМАО - Югры».
В своем заявлении на выдачу сертификата от ДД.ММ.ГГГГ по форме согласно Приложению № Правил, ФИО3 указал состав семьи три человека: ФИО3, супруга ФИО1 и дочь - ФИО2, подпись ФИО3 и членов его семьи нотариально заверены ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> ФИО8 В указанном заявлении указали, что он_и члены его семьи в настоящее время жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, что в соответствии со статьей 1 вышеназванного Федерального закона является условием возникновения права на получение социальной выплаты из федерального бюджета.
Однако, согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения в <адрес>. Кроме того, предоставленные ФИО3 документы (справка с места жительства, копия финансового лицевого счета, заверенная копия трудовой книжки ФИО2) не подтверждают постоянного совместного проживания с дочерью ФИО2.
Соответственно выдать ФИО3 сертификат на заявленный состав семьи является неправомерным и влечет отказ в его выдаче.
Для получения сертификата ФИО3 предложили предоставить заявление (рапорт) на выдачу сертификата по форме приложения № названных Правил и уточнить состав семьи, исключив ФИО2, имеющую в собственности квартиру в <адрес>, так как на момент постановки на учет истцу на праве собственности принадлежала квартира в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требование Департамента о предоставлении ФИО3 уточненного заявления о выдаче сертификата по установленной форме обусловлено необходимостью устранения имеющихся в документах противоречий и основано на нормах Федерального закона и Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, а также необходимостью произвести расчет размера жилищной субсидии по сертификату в соответствии с Федеральным законом и Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2009 года № 394 «Об утверждении порядка заполнения бланков государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище».
Размер жилищной субсидии по сертификату гражданину определяется согласно статьи 5 федерального закона № 125-ФЗ с учетом положений части 4 статьи 6 вышеназванного федерального закона, рассчитывается исходя из состава семьи, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, социальной нормы площади жилья.
В случае ФИО3 - 42 квадратных метра общей площади на семью из двух человек и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в <адрес>, установленной Приказом Минрегиона России на 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ - 33 600 рублей, размер субсидии должен составлять 1411 200, 0 рублей.
Согласно пункта 11 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879, а также пункта 21 Правил выпуска и реализации сертификатов, на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность по проверке предоставляемых гражданами документов в целях постановки на учет на получение социальных выплат и на участие в подпрограмме для получения сертификата, а также контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований переданных полномочий РФ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
При таких обстоятельствах отказ Департамента строительства <данные изъяты> (уведомление исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ) истцу в выдаче жилищной субсидии по сертификату на основании сведений из справки о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, согласно которых истец продал жилое помещение - квартиру по договору от ДД.ММ.ГГГГ по цене 1 530 000,0 рублей, что превышает размер социальной выплаты по сертификату в размере 1 411 200,0 рублей, является правомерным.
Истец в силу ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ не подлежал постановке на учет на получении субсидии, как имеющий жилье в других регионах Российской Федерации, а при установлении данного факта в силу п.21 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 879, а также пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153, подлежит снятию с учета.
Между тем, истец утверждает о его постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на журнал учета начатого ДД.ММ.ГГГГ, а также решение Советского районного суда ХМАО - Югры от 11 июня 2010 года.
Приведенные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, не основаны на нормах действующего законодательства.
Заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не является заявлением на постановку на учет в соответствии с требованием п.9 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 879, п.19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153, а заявлением (рапортом) на выдачу сертификата, о чем прямо отражено в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует п.27 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ № 153.
Так, согласно п.27 правил, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник программы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий …представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Повторная постановка Администрацией <данные изъяты> на учет ДД.ММ.ГГГГ, а также без соответствующего заявления ФИО3, не соответствует требованиям приведенного выше законодательства, является ошибочной. Заявление на выдачу сертификата таковым не является. Постановка на учет носит заявительный характер, по которому принимается решение о принятии на учет. Таких документов при судебном разбирательстве не добыто.
Ссылка представителей истца на решение от 11 июня 2010 года Советского районного суда <адрес> об обязании Департамент строительства <адрес> <данные изъяты> устранить допущенное нарушение права ФИО3 на получение жилищной субсидии из федерального бюджета, путем восстановления на соответствующем учете с ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельной.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ данное решение не носит обязательного характера для рассмотрения настоящего дела, поскольку в настоящем деле участвуют и иные лица - Департамент жилищной политики <данные изъяты>, Администрация <данные изъяты>
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Департаменту жилищной политики <данные изъяты> - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 октября 2010 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А.Литвинова
Копия верна:
Судья А.А. Литвинова