РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 27 октября 2010 года
Тюменская область
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Нечаевой А.Ю.,
с участием представителя истца помощника <данные изъяты> транспортного прокурора ФИО3, предоставившего удостоверение №, представителя ответчика ФИО4, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица <данные изъяты> ФИО5, предоставившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2166/10 по исковому заявлению <данные изъяты> транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты>, третьи лица <данные изъяты>, <данные изъяты>, ФИО1, о признании решения о регистрации судна незаконным,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации судна - катера <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1, незаконным, об обязании снять с регистрационного учета маломерных судов судно - катер <данные изъяты>, принадлежащий ФИО1.
Требования истца мотивированы тем, что <данные изъяты> транспортной прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено, что судно-катер <данные изъяты> с двигателем мощностью 170 л.с, принадлежащий ФИО1, зарегистрирован <данные изъяты> инспекторским отделением ГИМС МЧС России <данные изъяты> как маломерное судно и присвоен номер: <данные изъяты>. Решение ГИМС является незаконным по следующим основаниям. Согласно ч.2 «Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам» утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 года № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания. Таким образом, судно - катер <данные изъяты> принадлежащее ФИО1 незаконно зарегистрировано ГИМС МЧС России как маломерное судно, так как указанное судно является катером пассажировместимостью не более 12 человек и используется на внутренних водных путях, а не в целях мореплавания. Кроме того, мощность двигателя указанного судна составляет 170 л.с., что составляет более 55 киловатт (74,8 л.с.) и в свою очередь согласно ст.17 КВВТ РФ оно подлежит государственной регистрации в Государственном реестре РФ.
Представитель третьего лица - <данные изъяты>, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, не явился. Предоставил в суд заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.
Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие представителя третьего лица - <данные изъяты>
Представитель истца - помощник <данные изъяты> транспортного прокурора ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, полагает снятие судна с регистрационного учета приведет к прекращению права собственности ФИО1
Третье лицо ФИО1 в возражение на исковые требования пояснил, что регистрация судна в Российском речном регистре затратна, сложно соблюсти предъявляемые жесткие требования.
Представитель третьего лица <данные изъяты> ФИО5 пояснил, что отсутствие регистрации судна в РРР не обеспечивает надлежащего надзора за судами, следовательно, не обеспечивает и безопасность движения на реке.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобретел в собственность моторный катер №
На основании регистрационной карточки - заявления судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ, прогулочному катеру № был поставлен на государственный регистрационный учет в Государственной инспекции маломерных судов МЧС России <данные изъяты> и ему был присвоен регистрационный (бортовой) номер <данные изъяты>, что подтверждается судовым билетом маломерного судна серии № от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомлением <данные изъяты> инспекторского отделения Центра ГИМС МЧС <данные изъяты> исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ РФ) (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
До середины 2004 года органы государственной регистрации осуществляли также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.
Ситуация изменилась после принятия ФЗ от 05.04.2003 N 43-ФЗ, которым внесены изменения в КВВТ РФ. В настоящее время не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 N 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500, государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам подлежат, в частности, принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности (кроме пассажирских), эксплуатируемые во внутренних водах.
Как усматривается из судового билета серии № от ДД.ММ.ГГГГ, а также из акта осмотра судна, технической характеристики на двигатель №, на судно - катер «<данные изъяты> с бортовым номером Р № установлен двигатель модели - «<данные изъяты>», имеющий мощность 170 лошадиных сил.
Таким образом, мощность двигателя катера «<данные изъяты>» составляет более 55 киловатт и следовательно он подлежит в государственном судовом реестре РФ (ч.1 ст.17 КВВТ РФ).
В силу положений ст.19 КВВТ РФ государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов. Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации.
К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге п. 5 «Правил плавания по внутренним водным путям РФ», утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 года № 129 ( в редакции 31.03.2003г.).
Согласно Правилам плавания по внутренним водным путям должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. Любое не маломерное судно, зарегистрированное в реестре маломерных судов, из-за своих габаритов, в частности осадки, не могут двигаться за судовым ходом, а значит, не имеют возможности выполнять правило пунктов № 145, 146, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях.
Маломерные суда не предъявляются Российскому речному регистру, а значит, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта, Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерные суда не выдаются.
Кроме того, речные суда поднадзорные Российскому речному регистру обязаны проходить ежегодное техническое освидетельствование. В соответствии с Уставом Федерального государственного учреждения «Российский речной регистр» техническое освидетельствование производится на платной основе. Денежные средства, уплаченные за техническое освидетельствование судна перечисляются в доход государства. Таким образом, при незаконной регистрации судна в государственной инспекции по маломерным судам, в бюджет Российской Федерации не поступают денежные средства, которые уплачивают собственники речных судов за техническое освидетельствование судов.
Незаконная регистрация данного судна в качестве маломерного нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами <данные изъяты> Управление государственного морского и речного надзора на внутреннем водном транспорте, Управление Роспотребнадзора <данные изъяты>), что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических и юридических лиц, законно эксплуатирующих суда в том же районе плавания.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ).
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика относительно лишения права собственности на судно ФИО1 являются несостоятельными, поскольку снятия с регистрационного учета Судан ФИО1, как маломерного судна не лишает его обязанности зарегистрироваться в соответствии с требованиями действующего законодательства в РРР.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <данные изъяты> транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> удовлетворить.
Признать решение Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации судна - катера <данные изъяты>», принадлежащего ФИО1, - незаконным.
Обязать Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> снять с регистрационного учета маломерных судов судно- катер <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1, в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 4 000, 0 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено судом 1 ноября 2010 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова
Копия верна:
Судья А.А. Литвинова