Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 8 июля 2010 года
Ханты-Мансийский районный суд в составе
председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,
при секретаре Басировой О.П.,
с участием прокурора Куроедовой А.В., представителей третьего лица ФИО10, ФИО11,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1259/09 по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 к Администрации муниципального образования <адрес>, третье лицо Образовательное бюджетное учреждение <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский Дом <данные изъяты>», о постановке на регистрационный учет и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ
<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3, о постановке на регистрационный учет и предоставлении жилого помещения. Мотивируя исковые требования тем, что ФИО7, ФИО8, родители несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В момент отобрания детей за ними закреплено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма. После выпуска из детского дома ФИО1 жилые помещения предоставлены не были, с ФИО1 заключен договор социального найма на ранее закрепленное жилое помещение. Просит суд обязать Администрацию МО <адрес> поставить ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязать администрацию МО <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42,1 кв.м.
В судебном заседании представитель истца ФИО9 исковые требования уточнила, просит суд обязать Администрацию МО <адрес> поставить ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязать администрацию МО <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма, предоставить ФИО5 жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма, предоставить ФИО3 жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 в суд не явились, будучи надлежащим образом извещены о судебном заседании, представили суду заявления с просьбой о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в суд не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах не явки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации <адрес> в суд не явился, просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя третьего лица.
С учетом положений ст. 167, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.
Представители третьего лица ФИО10, ФИО11 с исковыми требованиями в части постановки на учет согласились, считая их законными и обоснованными в части обеспечения жильем указали, что обязанность по обеспечению жильем возникнет с момента постановки на учет.
Заслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленного требования по следующим основанием.
Как установлено в судебном заседании, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.р., являются ФИО7, ФИО8 В связи с тем, что их отец ФИО7 длительное время в <адрес> не проживал, а мать ФИО8 уклонялась от воспитания детей, злоупотребляла спиртными напитками и вела аморальный образ жизни, дети были отобраны у матери и помещены в детский дом "<данные изъяты>". Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ФИО8 лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей.
До момента лишения родительских прав, дети проживали в жилом помещении по <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного их отцу ФИО7 на состав семьи 4 человека (ФИО7 - наниматель, ФИО8 - жена нанимателя, ФИО1 и ФИО2 - дети нанимателя).
Распоряжением главы администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №-р в момент отобрания детей за ними закреплено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма. На основании постановления Главы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 29,9 кв.м., жилой площадью 17,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи отец ФИО7, брат ФИО2, сестра ФИО5, брат ФИО3
Директором Детского Дома <данные изъяты> неоднократно направлялись ходатайства в адрес начальника Отдела опеки и попечительства (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 жилых помещений.
Согласно письма Отдела опеки и попечительства Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с закреплением за ФИО1 жилого помещения на условиях социального найма, ФИО1 не были включены в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения. Указанный довод приведен и в письме Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив обстоятельства дела в совокупности, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о постановке ФИО1 на регистрационный учет и возложении на Администрацию <адрес> обязанности предоставить ФИО1 ФИО14 ФИО1 ФИО15 ФИО1 ФИО13 жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.
Принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон). Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Целью установления дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, не допустимо ограничение прав выпускников детских домов, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью. Отказ в реализации их права на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.
Статьей 19 Конституции РФ установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в котором ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании периода пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ч. 2 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в целях обеспечения их жилым помещением подлежат регистрационному учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади).
Предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Закона).
В соответствии с законом ХМАО - Югры от 20.06.2006. № 60-оз органы местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийский район на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по постановке ФИО2, ФИО5, ФИО3 на регистрационный учет и обеспечению их жилым помещением возлагается на администрацию <адрес>.
Из справки Отдела технической инвентаризации Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что общая площадь жилого помещения квартиры по <адрес> составляет 29.9 кв.м. Дети остались без попечения родителей в мае 1996 года, соответственно и должны были быть поставлены на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно право на обеспечение жилым помещением возникло до 01.03.2005 года, в совокупности с положениями ст. 57 ЖК РФ, ст. 10 Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", каждый из детей обладает самостоятельным право на обеспечение со стороны государства отдельным жилым помещением, норма предоставления жилого помещения на состав семьи один человек установлена в размере 33 квадратных метров общей площади.
С учетом изложенного, суд счел требования иска о возложении на администрацию МО <адрес> обязанности предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма, предоставить ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее 33 кв.м. по договору социального найма, предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м., законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования иска в части возложения на ответчика обязанности предоставления жилого помещения ФИО1 Андрею ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворению не подлежат, поскольку к моменту рассмотрения спора Андрей не достиг совершеннолетия, находится под опекой.
Кроме того, в силу положений ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в пользу городского бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковое заявление <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 к Администрации муниципального образования <адрес>, третье лицо Образовательное бюджетное учреждение <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский Дом <данные изъяты>», о постановке на регистрационный учет и предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию муниципального образования <адрес> обязанность поставить ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО1 на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.
Возложить на Администрацию муниципального образования <адрес> обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
Возложить на Администрацию муниципального образования <адрес> обязанность предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
Возложить на Администрацию муниципального образования <адрес> обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. В остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования <адрес> в пользу городского бюджета сумму государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 июля 2010 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.Ф. Голубева