Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ханты-Мансийск 08 ноября 2010 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Жуковской О.В.,
с участием:
истца ФИО3,
представителя истца ФИО6,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2270/10 по иску ФИО3 к Департаменту по управлению государственным имуществом <адрес> о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту по управлению государственным имуществом <адрес> о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок, мотивируя свои требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ им на имя ответчика было написано заявление с просьбой предоставить земельный участок для индивидуального строительства в черте <адрес>.
В предоставлении земельного участка ему было отказано, и сообщено о необходимости проведения аукциона, также в ответе был проведен анализ норм в частности на несоответствие Федерального закона №181-ФЗ положениям ст.30.1 Кодекса.
Считает, что данный отказ не соответствует требованиям законодательства, в частности согласно п.17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, указывается, что согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов, при предоставлении инвалидам жилья учитывается их состояние здоровья и связанное с ним желание о приближении места жительства к месту работы, лечебно-профилактическим учреждениям, остановкам общественного транспорта или другим объектам инфраструктуры.
С учетом изложенного истец просит признать отказ Департамента по управлению государственным имуществом <адрес> <адрес> представлении ему земельного участка незаконным; обязать Департамент по управлению государственным имуществом <адрес> предоставить ему земельный участок под строительство жилого дома в <адрес> вблизи окружной клинической больницы <адрес>
В судебном заседании истец, его представитель ФИО6, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, уточнили исковые требования, просят обязать ответчика предоставить истцу земельный участок в размере от 4,5 соток до 6 соток на основании договора купли-продажи по кадастровой стоимости вблизи Окружной клинической больницы <адрес>, дали пояснения согласно искового заявления.
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, суду пояснил, что требования не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.
Согласно справки серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом бюро №<данные изъяты> ФИО3 имеет первую группу инвалидности по общему заболеванию (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращался к ответчику на основании Закона Российской Федерации 181-ФЗ от 01 января 1996 года с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального строительства в черте <адрес> на правах безвозмездной аренды или других условиях, не выраженных в денежном эквиваленте (л.д.7).
В соответствии с ответом ответчика исходящий № ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении земельного участка на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации, в частности ст.30.1 предусматривающей порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства (л.д.6).
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, при этом указанная норма не предусматривает безвозмездного предоставления указанным лицам земельных участков, а также конкретного порядка и оснований предоставления.
Согласно п.17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложения к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», постановлено рекомендовать правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга при предоставлении инвалидам жилья учитывать их состояние здоровья и связанное с ним желание о приближении места жительства к месту работы, лечебно-профилактическим учреждениям, остановкам общественного транспорта или объектам.
В силу ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатное предоставление гражданам земельных участков для целей жилищного строительства предусмотрено Федеральным законом от 09 января 1997 года №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Герое Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 мая 2000 года №26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (пункт 4 статьи 6) предусмотрено, что помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно, бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства малоимущим гражданам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, лицам, усыновившим (удочерившим) одного и более детей или являющимися приемными родителями.
Согласно ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, представляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В соответствии с ч.5 ст.65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено в судебном заседании ФИО3 не является лицом, который имеет право, согласно действующему законодательству, на безвозмездное предоставление земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, какими-либо нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> на ответчика не возложена обязанность по предоставлению истцу бесплатно земельного участка, в связи с чем ответчик обоснованно отказал истцу в предоставлении земельного участка.
Кроме того, на ответчика не возложена какими-либо нормативными правовыми актами обязанность по передаче истцу на основании договора купли-продажи, то есть по возмездной сделке в собственность, земельного участка в размере от 4,5 до 6 соток по кадастровой стоимости земельного участка на определенном расстоянии от каких-либо социальных объектов. Ссылки истца в обоснование исковых требований на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №901, Указа Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» являются не обоснованными, поскольку указанные нормативные правовые акты приняты до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, и не содержат положений обязывающих ответчика выполнить требования истца.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения исковых требования ФИО3 к Департаменту по управлению государственным имуществом <адрес>, отсутствуют, в их удовлетворении должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Департаменту по управлению государственным имуществом <адрес> о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 13 ноября 2010 года.
Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов