решение (о признании решения о регистрации судна незаконным)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года                                                                            г.Ханты-Мансийск                                                                                                             

                                                                                                             Тюменская область

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием представителя третьего лица Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора ФИО3, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-40/11 по исковому заявлению <данные изъяты> транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты>, третьи лица <данные изъяты>, Российский речной регистр, ФИО1, о признании решения о регистрации судна незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации судна - катера «<данные изъяты>, принадлежащего ФИО1, незаконным, об обязании снять с регистрационного учета маломерных судов судно - катер «<данные изъяты>», принадлежащий ФИО1.

Требования истца мотивированы тем, что <данные изъяты> транспортной прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено, что судно-катер «<данные изъяты>» с двигателем мощностью 150 л.с, принадлежащий ФИО1, зарегистрирован <данные изъяты> инспекторским отделением ГИМС МЧС России по <данные изъяты>, как маломерное судно и присвоен номер: . Решение ГИМС является незаконным, так как является катером пассажировместимостью не более 12 человек и используется на внутренних водных путях, а не в целях мореплавания. Кроме того, мощность двигателя указанного судна составляет 150 л.с., что составляет более 55 киловатт (74,8 л.с.) и в свою очередь согласно ст.17 КВВТ РФ оно подлежит государственной регистрации в Государственном реестре РФ.

Представители сторон, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания не явились, уважительных причин не явки суду не сообщили.

Представитель третьего лица - Российского речного регистра, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, не явился. Предоставил в суд заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Третье лицо ФИО1 в возражение на исковые требования пояснил, что при первоначальной регистрации катера были соблдены все требования законодательства. Дополнительно пояснив, что летом ДД.ММ.ГГГГ года на его судне была произведена замена двигателя <данные изъяты> на двигатель <данные изъяты>

Представитель третьего лица <данные изъяты> Управления Госморречфлота ФИО3 пояснил, что отсутствие регистрации судна в <данные изъяты> не обеспечивает надлежащего надзора за судами, следовательно, не обеспечивает и безопасность движения на реке.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно судового свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, судно «<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с № имеет двигатель его грузоподъемность составляет - пассажировместимость 6 человек.

На указанном свидетельстве стоит отметка, удостоверенная нотариусом Пак О.И. ДД.ММ.ГГГГ, о продаже данного судна ФИО1

На основании регистрационной карточки - заявления судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ, мотолодка, катер «» был поставлен на государственный регистрационный учет в Государственной инспекции маломерных судов МЧС России <данные изъяты>, как прогулочное судно, о чем стоит штамп «прогулочное».

Согласно пункту 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ РФ) (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

До середины ДД.ММ.ГГГГ года органы государственной регистрации осуществляли также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Ситуация изменилась после принятия ФЗ от 05.04.2003 N 43-ФЗ, которым внесены изменения в КВВТ РФ. В настоящее время не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.

Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 N 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500, государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам подлежат, в частности, принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности (кроме пассажирских), эксплуатируемые во внутренних водах.

Как усматривается из судового билета серии от ДД.ММ.ГГГГ, на судно - катер « с бортовым номером установлен двигатель модели - <данные изъяты>», имеющий мощность 75 лошадиных сил. Судно-катер зарегистрировано, как маломерное судно.

Наличия на катере двигателя марки подтверждено актом осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит показаниям ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ о том, что двигатель заменен на двигатель летом ДД.ММ.ГГГГ года. Следует отметить, что смена двигателя летом ДД.ММ.ГГГГ года либо после ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения для разрешения спора.

ФИО1 в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ утверждал, что мощность двигателя в результате его обращения в ЗАО "<данные изъяты> была уменьшена до 74 л.с., ссылаясь на технический формуляр за подписью главного инженера ЗАО <данные изъяты>".

В техническом формуляре указанная мощность дизеля , <данные изъяты>

На предложение суда о предоставлении доказательств устранения сомнения в указании мощности в техническом формуляре, ФИО1 доказательств не представлено.

Из технического формуляра невозможно определить дату его составления, дату уменьшения мощности двигателя <данные изъяты> , <данные изъяты>

В целях устранения противоречий по установлению истинной мощности находящегося двигателя на судне «», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с № <данные изъяты> ТИ была назначена судебная техническая экспертиза, по результатам которой заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на судне установлен другой двигатель , изготовленный в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года, мощность которого составляет 150 л.с., о чем ФИО1 умалчивал при разрешении вопроса о назначении экспертизы.

Между тем, как установлено выше, согласно судового свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, судового билета серии , при постановке на регистрационный учет маломерных судов ДД.ММ.ГГГГ, мощность двигателя, установленного на катере "", принадлежащего ФИО1, составляла 75 л.с., что соответствует 55, 5 кВт.

Таким образом, мощность двигателя катера « с регистрационным № составляет более 55 киловатт и следовательно он подлежит в государственном судовом реестре РФ (ч.1 ст.17 КВВТ РФ).

В силу положений ст.19 КВВТ РФ государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов. Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации.

К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге п. 5 «Правил плавания по внутренним водным путям РФ», утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 года № 129 (в редакции 31.03.2003г.).

Согласно Правилам плавания по внутренним водным путям должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. Любое не маломерное судно, зарегистрированное в реестре маломерных судов, из-за своих габаритов, в частности осадки, не могут двигаться за судовым ходом, а значит, не имеют возможности выполнять правило пунктов № 145, 146, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях.

Маломерные суда не предъявляются Российскому речному регистру, а значит, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта, Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерные суда не выдаются.

Кроме того, речные суда поднадзорные Российскому речному регистру обязаны проходить ежегодное техническое освидетельствование. В соответствии с Уставом Федерального государственного учреждения «Российский речной регистр» техническое освидетельствование производится на платной основе. Денежные средства, уплаченные за техническое освидетельствование судна перечисляются в доход государства. Таким образом, при незаконной регистрации судна в государственной инспекции по маломерным судам, в бюджет Российской Федерации не поступают денежные средства, которые уплачивают собственники речных судов за техническое освидетельствование судов.

Незаконная регистрация данного судна в качестве маломерного нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами (<данные изъяты> Управление государственного морского и речного надзора на внутреннем водном транспорте, Управление Роспотребнадзора <данные изъяты>), что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических и юридических лиц, законно эксплуатирующих суда в том же районе плавания.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ).

В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В настоящее время, согласно показаниям третьего лица ФИО1, заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, на судне установлен двигатель , мощность которого составляет 150 л.с., что свидетельствует об обязанности ответчика, наряду с требованиями ст.206 ГПК РФ, снять регистрационного учета судно, принадлежащее ФИО1, последнему исполнить обязанность зарегистрироваться в соответствии с требованиями действующего законодательства в РРР.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <данные изъяты> транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> удовлетворить.

Признать решение Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации судна - катера «», принадлежащего ФИО1, - незаконным.

Обязать Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС <данные изъяты> снять с регистрационного учета маломерных судов судно- катер », принадлежащего ФИО1, в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС по ХМАО-Югре в бюджет муниципального образования г.Ханты-Мансийск государственную пошлину в размере 4 000, 0 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня изготовления через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                          А.А. Литвинова

Копия верна:

Судья                                                                                                          А.А. Литвинова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200