РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,
при секретаре Басировой О.П.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-95/11 по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> свыше 5сЗв (Бэр).
Требования иска мотивированы тем, что проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где за период с ДД.ММ.ГГГГ бывшим СССР проведено более 450 ядерных взрывов. Истица имеется соответствующее удостоверение лица, подвергшегося радиационному воздействию, выданное <адрес>, а также справку, являющуюся приложением к указанному удостоверению, согласно которой указанные населенные пункту отнесены в зоне повышенного радиационного риска, доза от 7 до 35 Бэр. Однако уполномоченные органы Российской Федерации в лице ответчиков отказали в выдаче удостоверения установленной формы гражданам Российской Федерации. Просит суд признать право на меры социальной поддержки гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>, возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение.
В ходе рассмотрения дела истец и его представитель требования и иска поддержали в полном объеме.
Представитель соответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, будучи извещенными надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не известили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал и обучался в <адрес>.
В настоящее время проживает на территории Российской Федерации, в <адрес>. Данные обстоятельства не оспариваются участниками процесса и подтверждаются материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <адрес> выдано Удостоверение серии № подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> Согласно справке № начальника главного управления труда с социальной защиты населения <адрес> проживание истца в <адрес> а также в <адрес> в указанные периоды отнесено к проживанию в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР. Кроме того, факт проживания подтверждается трудовой книжкой истца, дипломами.
Однако Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не принял данные документы во внимание и отказал в признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на том основании, что указанные населенные пункты <адрес> не входят в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний утвержденный распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 года.
Суд считает доводы ответчиков несостоятельными, противоречащими действующему законодательству, регулирующему порядок обеспечения мерами социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний.
Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Согласно Федерального закона РФ от 09.01.1996 г. "О радиационной безопасности населения", граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007г. № 960-О-П, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на <данные изъяты> данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>, либо не в установленный федеральным законом период, с которым связывается предоставление льгот и компенсаций, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозыоблучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на <данные изъяты> (определение от 14.12.1999 г.N 197-О).
В связи с тем, что установление степени радиационного воздействия требует специальных познаний в области генетики, проведения специального генетического исследования, суд назначил очную судебно-генетическую экспертизу, производство которой поручить экспертам Генетической клиники НИИ медицинской генетики СО РАМН.
Согласно хромосомного анализа №, проведенного ДД.ММ.ГГГГ НИИ медицинской генетики СО РАМН <адрес> расчет цитогенетической индикации облучения ФИО1 составляет 6,28-15,87 сЗв (Бэр). При этом, истцом предоставлен медицинский документ, свидетельствующий о том, что ФИО1 не проходил радиоизотопные методы исследования, терапию противоопуховолевыми препаратами, лучевую терапию.
Доказательств опровергающих факт того, что выявленная доза облучения получена не вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания истца на территории республики, где были произведены данные испытания, стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено, в деле не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ Департамента в выдаче ФИО1 удостоверения «Подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> является не обоснованным, препятствующим осуществлению ФИО1 прав на социальную поддержку со стороны государства.
Порядок выдачи удостоверений установлен постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Согласно п. 5 «Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 849, выдача удостоверений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, на основании представления в данном случае - Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры).
В этой связи, требования истца о возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанности выдать удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> по установленной форме, подлежит удовлетворению.
Форма удостоверения установлена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 849 "Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>", в соответствии с которым указание суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, измеряемой в сЗв (бэр), а также даты начала воздействия и даты его окончания, является обязательным. Сведения о полученной истцом суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, измеряемой в сЗв (бэр), должны быть указаны согласно сведений, содержащихся в предоставленном документе (анализе крови) - свыше 5 бэр (сЗв).
Кроме того, истец понес расходы по оплате назначенной судом экспертизы в размере 5 060 рублей, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ, а также кассовым чеком, которые подлежат взысканию с ответчиков, согласно положения ст. 98 ГПК РФ в равных долях, включая расходы по оплате государственной пошлины из расчета 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ
РЕШИЛ
Исковое заявление ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки как гражданина Российской Федерации подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>.
Возложить на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанность внести ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для получения удостоверения единого образца.
Возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты>, с указанием суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5 бэр.
Взыскать сМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов по 2 730 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и оглашено судом 02.03. 2011 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.Ф. Голубева