Решение (обжалование действий)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года г. Ханты-Мансийск

Тюменской области

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием представителя Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-514/11 по заявлению Орловой Надежды Петровны о признании незаконным распоряжение Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании устранить допущенные нарушения путем отмены распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжение Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании устранить допущенные нарушения путем отмены распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Свое требование мотивировала тем, что заявитель до ДД.ММ.ГГГГ находилась на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Департаменте управления делами Губернатора автономного округа на состав семьи 4 человека. Распоряжением Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель была снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с утратой основании, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по п.2 ст.56 ЖК РФ. Департамент сделал вывод о том, что размер занимаемой квартиры в 34 кв.м. жилой площади превышает учетную норму при признании заявителя нуждающейся в предоставлении жилища на условиях социального найма. Считает принятое Департаментом решение незаконным, необоснованным и нарушающим Конституционное право на жилище. На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель состоит следующим составом семьи: Орлова Н.П., ФИО3, ФИО4, ФИО5 Занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3 ФИО6 вселен в жилое помещение ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи собственника, так как ведет совместное хозяйство вместе с заявителем. Вместе с тем, на учете в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий ФИО6 не состоит, на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма не претендует. Член семьи заявителя - ФИО15 замужем за ФИО12 Наличие в собственности супруга квартиры не свидетельствует о возникновении ее права пользования жилым помещением и обеспеченностью жилищных условий. ФИО5 совместно с мужем не проживает, после заключения брака в качестве места жительства выбрала ранее занимаемое ей жилое помещение.

Заявитель надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась. Просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, с учетом положений ст.257 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие заявителя.

Представитель Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО7 полагает обжалуемое распоряжение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворения заявления.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Заявитель Орлова Н.П. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с составом семьи из трех человек: ФИО8 - дочь; ФИО9 - дочь; ФИО3 - муж, что подтверждается списком общей очередности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В силу 2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

При этом, согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Граждане не обеспеченные жилым помещением по норме предоставления сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Согласно пунктам 1, 3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, общей площадью 51,2 кв., расположенная по адресу: <адрес>.

Из справки с места жительства о составе семьи и регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы следующие лица: ФИО3 - собственник; Орлова Н.П. - жена; ФИО5 - дочь; ФИО4 - дочь; ФИО10 - знакомая; ФИО11 - сын знакомой; ФИО6 - зять.

Распоряжением Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, что также подтверждается протоколом № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ следует, что основаниями для снятия заявителя с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является то, что ФИО6 не имеет гражданства РФ, в связи с чем, не может быть учтен в составе семьи при предоставлении жилья по договору социального найма. ФИО12, муж дочери заявителя ФИО5 (свидетельство о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ), является собственником <адрес> в <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). А так как <адрес> в <адрес> в которой проживает заявитель имеет жилую площадь 34 кв.м., общую площадь 51,2 кв.м., она превышает учетную норму для признания заявителя нуждающейся в предоставлении жилища на условиях социального найма.

Действительно, в силу ч.5 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам.

Дочь Орловой Н.П. - ФИО5 обеспечена жилым помещением.

Так на имя ее супруга ФИО12 оформлено право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 90,1 кв.м, на основании договора долевого участия в строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение приобретено в период брака, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч.2 ст.34 СК РФ является совместной собственностью супругов ФИО5 и ФИО16

В силу требований ст.ст.56, 249 ГПК РФ со стороны Департамента по управлению делами Губернатора ХМАО-Югры не предоставлено доказательств, что заявитель Орлова Н.П. является членом семьи ФИО12

При таких обстоятельствах, судом не установлено право Орловой Н.П. на площадь жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления <адрес> до настоящего времени не введена в законную силу, в соответствии с решениями Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № будет установлена с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в силу п.к ч.1 ст.72 Конституции РФ, с ч.1 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.6, 7 ст.5 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, в согласно статье 10 Закона ХМАО-Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями и дополнениями), норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек.

Представитель Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО7 в судебном заседании не оспаривает факт проживания наряду с ФИО3 и Орловой Н.П. в качестве члена семьи их дочери ФИО13 Нормой предоставления для семьи, состоящей из 3-х человек, будет жилое помещение общей площадью не менее 54,0 кв.м.

Поскольку Орлова Н.П., как проживающая с членами своей семьи в жилом помещении общей площадью 51, 2 кв.м, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением по норме предоставления, за ней в силу ст.55 ЖК РФ сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вывод Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры о превышении учетной нормы при признании заявителя нуждающейся в предоставлении жилища на условиях социального найма 9 кв.м на каждого члена семьи, положенный в основу обжалуемого распоряжения, является ошибочным. Размеры площади учетной нормы имеют правовое значение лишь при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся на условиях социального найма, а также снятии с такого учета при выявлении в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

При таких обстоятельствах, распоряжение Департамента управления делами Губернатора ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным.

В силу ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд считает необходимым обязать Департамент управления делами Губернатора ХМАО - Югры отменить распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Орловой Надежды Петровны удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №

Обязать Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры устранить допущенные нарушения путем отмены распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 февраля 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова

Копия верна:

Судья А.А. Литвинова