РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г. Ханты-Мансийск
Тюменской области
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Нечаевой А.Ю.,
с участием заявителя, ее представителя Умирова Б.К., представителя УФМС России по ХМАО-Югре ФИО7, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исх.№
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-515/11 по заявлению Алиевой Парвины Хушьержовны об обжаловании решения Управления федеральной миграционной службы России по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд с требованием о признании недействительным решение Управления федеральной миграционной службы России по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что на территории Российской Федерации проживает с ДД.ММ.ГГГГ, ее супруг ФИО4, дети ФИО5, ФИО6 являются гражданами РФ. Полагает, что привлечение ее к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории РФ является незаконным.
В судебном заседании заявитель Алиева П.Х. на заявленном требовании настаивает, поддержав доводы, изложенные в заявлении.
Представитель МИФНС России № 1 по ХМАО - Югре ФИО7 просит отказать в удовлетворении требований Алиевой П.Х., пояснив, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ соответствует закону, мера депортации в отношении Алиевой П.Х. применяться не будет.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
К числу административных правонарушений, являющихся в силу пункта 7 статьи 7 названного Федерального закона основанием для отказа иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (или аннулирования ранее выданного разрешения), статья 18.8 КоАП Российской Федерации относит нарушение установленных правил въезда в Российскую Федерацию, отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, утрату таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № Алиевой П.Х. разрешено временное проживание на территории Российской Федерации.
Исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по ХМАО-Югре Алиевой П.Х. сообщено об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ на основании пп.7 п.1 ст. 7 Федерального закона РФ от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Согласно сообщения об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ и не оспаривается заявителем, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением № ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела УФМС России по ХМАО-Югре ФИО8 Алиева П.Х. привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, за нарушение правил миграционного учета в РФ по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Согласно пп.3 п.1 ст.19 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации является основанием для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства.
В соответствии с п.2 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» такой гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 15 дней. Согласно п.3 указанной статьи иностранный гражданин, не исполнивший обязанность такой статьи, подлежит депортации.
При этом, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, часть 2). При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации).
Указывая в качестве санкции за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации штраф (налагается органами внутренних дел) с административным выдворением за пределы Российской Федерации (решение о назначении которого принимается судом) или без такового и при этом не дифференцируя перечисленные правонарушения по степени тяжести и общественной опасности и не закрепляя критерии применения того или иного наказания к правонарушителям из числа иностранных граждан, статья 18.8 КоАП Российской Федерации тем самым относит разрешение данного вопроса к дискреции органов внутренних дел.
Применяя же пункт 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уполномоченные органы исполнительной власти должны, по буквальному смыслу содержащихся в нем требований, ограничиваться лишь установлением факта неоднократности привлечения иностранного гражданина в течение одного года к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации - без учета степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности правонарушителя, его семейного положения.
Между тем, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции").
Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.
Как усматривается из свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, гражданка <данные изъяты> Алиева П.Х. замужем за гражданином <данные изъяты> ФИО9 Супруги имеют двоих детей ФИО6, ФИО5
Аннулирование разрешения на временное проживание на территории РФ влечет вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни Алиевой П.Х., а также ее супруга ФИО4, являющегося гражданином Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на семейную жизнь не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, решением об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ нарушаются личные неимущественные права на свободный выбор места жительства, на личную и семейную жизнь и определение гражданства в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 256 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Алиевой Парвины Хушьержовны удовлетворить.
Признать решение Управления федеральной миграционной службы России по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации - незаконным.
Обязать Управление федеральной миграционной службы России по ХМАО - Югре восстановить разрешение на временное проживание Алиевой Парвины Хушьержовны на основании решения УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 февраля 2011 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова