Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 23 марта 2011 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,
при секретаре Баязитовой Д.М.,
с участием:
представителя ответчика ФИО6,
представителя органа опеки и попечительства ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шунейко Владимира Владимировича к Администрации <адрес> о признании права на внеочередное получение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шунейко В.В, обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивировав свои требования тем, что в связи с лишением родительских прав его отца и смертью матери он был помещен в детский дом <данные изъяты> <адрес> вместе со своим братом ФИО5 В период пребывания в детском доме ответчиком приобретено жилое помещение по адресу <адрес>. После отчисления из детского дома в указанную квартиру вселился ФИО5 Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ. истец отчислен из детского дома. В приказе о его отчислении указано, что он обеспечен жилой площадью в означенной выше квартире. ДД.ММ.ГГГГ. квартира признана непригодной для проживания. Считает, что при отчислении его из числа воспитанников детского дома истец должен был быть обеспечен жилым помещением в соответствии с установленными нормами во внеочередном порядке, однако ответчиком в предоставлении отдельного жилого помещения отказано. В связи с тем, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить ему на условиях социального найма свободную квартиру (иное жилое помещение), пригодное для проживания.
Впоследствии истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ изменен предмет иска, окончательно просит суд признать за ним право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, не ниже социальной нормы. Включить истца в реестр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что при отчислении из детского дома Шунейко В.В. уже был обеспечен жилым помещением, так как квартира по адресу <адрес> приобреталась Администрацией <адрес> для ФИО7 и Шунейко В.В. совместно. В этой связи полагает, что право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением уже реализовано им, а увеличение состава семьи Шунейко В.В, не является основанием для предоставления ему дополнительного жилого помещения либо постановки на соответствующий учет. Более того, на момент обращения с иском Шунейко В.В. исполнилось 23 года, и к категории детей, оставшихся без попечения родителей, он более не относится.
Представитель органа опеки и попечительства ФИО4 поддержала позицию представителя ответчика, исковые требования считает необоснованными.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено в судебном заседании Шунейко В.В. на основании постановления Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав, определен для дальнейшего проживания на полном государственном обеспечении в детский дом <данные изъяты> <адрес>.
При этом зачислен в состав воспитанников детский дом <данные изъяты> Шунейко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ. приказом директора детского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании путевки Управления образования.
Согласно справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. до помещения в детский дом ФИО5 и Шунейко В.В. проживали совместно с матерью в старом ветхом доме совхоза <данные изъяты>
Перечисленные документы свидетельствуют о том, что решения о закреплении за ним ранее занимаемого жилого помещения органами местного самоуправления <адрес> при определении Шунейко В.В. в детский дом не принималось.
Приказом Управления образования администрации муниципального образования <адрес> №-о от ДД.ММ.ГГГГ. "О приобретении жилья" решено приобрести в <адрес> двухкомнатную квартиру общей площадью 40,6 кв. м. сиротам: ФИО8 и Шунейко В.В. на основании ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. "О разрешении приобретения жилья детям сиротам" Управлению образования администрации муниципального образования разрешено приобрести указанную двухкомнатную квартиру по разделу сметы расходов "Приобретение и приватизация жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей".
Приказом директора Детского дома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об отчислении" Шунейко В.В. отчислен из детского дома и снят с полного государственного обеспечения. Вопрос о предоставлении Шунейко В.В. жилого помещения не разрешен. При этом в обосновании приказа указано, что Шунейко В.В., имеет квартиру в <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на перечисленные выше документы, пояснила, что Шунейко В.В. при отчислении из детского дома был обеспечен жилым помещением.
С указанным доводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 10 ЖК РСФСР, действовавшего на момент помещения Шунейко В.В. в детский дом, граждане имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Приобретение органами местного самоуправления в муниципальную собственность жилого помещения само по себе не влечет возникновения у граждан прав пользования указанным жилым помещением. Указание в приказе Управления образования о приобретении квартиры ФИО8 и Шунейко В.В. свидетельствует о целях, которые органы местного самоуправления преследовали при приобретении квартиры, однако не может служить юридическим фактом возникновения жилищных прав и обязанностей по отношению к ФИО8 и Шунейко В.В.
Более того, в означенном выше постановлении Главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует указание, что квартира приобретается в целях последующего обеспечения жильем в установленном порядке ФИО7 и Шунейко В.В.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить суду доказательства тех доводов, на которые она ссылается, вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств предоставления Шунейко В.В. жилого помещения и приобретения им прав пользования жилым помещением до его отчисления из детского дома.
Как следует из договора социального найма жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. его нанимателем является ФИО5
Шунейко В.В. вселен в указанное жилое помещение после отчисления из детского дома как член семьи (брат) нанимателя. Соответственно право пользования данным жилым помещением возникло у истца с момента вселения в жилое помещение в порядке п. 1 ч. 1 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ, а не в связи с предоставлением ему жилого помещения органами местного самоуправления.
Таким образом, на момент отчисления из детского дома Шунейко В.В. не был обеспечен жилым помещением, прав пользования какими-либо жилыми помещениями не имел, жилое помещение по адресу <адрес> органами местного самоуправления ему не предоставлялась.
Согласно справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № жилой дом по <адрес> в <адрес> распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № признан непригодным для проживания.
Учитывая, что Шунейко В.В. отчислен из числа воспитанников детского дома <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу, что указанное жилое помещение не могло отвечать установленным законом требованиям на момент снятия Шунейко В.В. с полного государственного обеспечения.
В соответствии ч. 1 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общей целью установления указанных выше дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Как установлено выше, занимаемого ранее жилого помещения за Шунейко В.В. на весь период его пребывания в детском доме <данные изъяты> органами опеки и попечительства не закреплялось. Решения о предоставлении Шунейко В.В. жилого помещения во внеочередном порядке по окончании его пребывания в детском доме не принималось.
Исходя из этого следует, что Шунейко В.В. не реализовано право на внеочередное получение жилого помещения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в целях обеспечения их жилым помещением подлежат регистрационному учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) на основании ч. 2 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 3 указанной выше статьи закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 закона ХМАО - Югры от 06.07.2005. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа установлена в размере 18 кв. м. общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек и 33 кв. м. общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека.
Суд критически относится к доводам представителя ответчика об утрате Шунейко В.В. права на внеочередное получение жилого помещения и постановки на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в связи с достижением им возраста 23 лет.
В соответствии со ст. 1 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что в период пребывания в детском доме Шунейко В.В. относился к указанной категории граждан. Это же подтверждается справкой отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.
С учетом изложенного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Шунейко В.В. имел право на предоставление в порядке ч. 1 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.
Положения ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса РФ не связывают достижение лицами, признанными детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет с прекращением их прав на внеочередное обеспечение жильем, если указанное право не было реализовано ими по независящим от них причинам. Достижение указанного возраста также не является основанием для снятия их с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, если к этому возрасту жилое помещение им не предоставлено.
Иное толкование указанных норм закона и применение их на практике в той мере, в какой они ограничивают права выпускников детских домов на получение вне очереди жилого помещения после достижения ими возраста 23 лет, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, которые были своевременно обеспечены жильем.
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, Шунейко В.В. в настоящее время не утратил право на получение вне очереди жилого помещения и подлежит постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с законом ХМАО - Югры от 20. 06.2006. № 60-оз органы местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийский район на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
С учетом изложенного исковые требования Шунейко В.В. к администрации <адрес> подлежат удовлетворению судом.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шунейко Владимира Владимировича к Администрации <адрес> о признании права на внеочередное получение жилого помещения удовлетворить.
Признать право Шунейко Владимира Владимировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Обязать Администрацию <адрес> включить Шунейко Владимира Владимировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 28 марта 2011 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда И.В. Бакшеев