Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года г. Ханты-МансийскХанты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,
при секретаре Басировой О.П.,
с участием представителей заявителя по доверенности Волков А.Л., Паршукова И.Н., представителей ответчиков по доверенности Фаттаховой Т.В., Симонова М.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-644/11 по заявлению Чиналиевой Залымбубу Байысбековны об оспаривании решения по вопросам гражданства Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчику об оспаривании решения по вопросам гражданства. Требования мотивированны тем, что ДД.ММ.ГГГГ Чиналиева З.Б. обратилась в Отдел Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре в г. Ханты-Мансийске с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в адрес УФМС по ХМАО-Югре с просьбой выдать решение по поданному заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил письмо, которым заявление Чиналиевой З.Б. отклонено, в связи с сообщением заявителем заведомо ложных сведений. В письме указано, что в качестве места жительства заявителем указано: <адрес>, с целью проверки фактов, изложенных в заявлении сотрудник Отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Ханты-Мансийске ДД.ММ.ГГГГ осуществил выезд по указанному адресу и установил, что Чиналиева З.Б. по указанному адресу не проживает. Ссылаясь на нарушения требований Административного регламента при проведении выездной проверки, заявитель просит суд, отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявитель Чиналиева З.Б. в суд не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие с участием представителей.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.
Представители заявителя Волков А.Л., Паршуков И.Н., действующие на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя поддержали в полном объеме, пояснили, что УФМС по ХМАО-Югре принято незаконное и необоснованное решение, просили требования Чиналиевой З.Б. удовлетворить.
Представители заинтересованного лица УФМС России по ХМАО-Югре Фаттахова Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Симонов М.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования заявления не признали, пояснили, что при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации заявитель указала адрес места жительства: <адрес> Тогда как выездной проверкой было установлено, что по указанному адресу расположены магазины и склад, мест для проживания на территории объекта, расположенного по адресу: <адрес> не установлено. Считая решение законным и обоснованным, просили суд в удовлетворении требований отказать.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд счел требования заявителя законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (бездействие), решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к какой - либо ответственности.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
Из представленных материалов дела усматривается, что Чиналиева Залымбубу Байысбековна является гражданином Кыргызской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в отдел УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в г. Ханты-Мансийске с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 1 соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от ДД.ММ.ГГГГ об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывшими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывшими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства.
Чиналиева З.Б. предоставила документы, необходимые для приема в гражданство РФ, предусмотренные Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, указала в пункте 27 заявления адрес места жительства: <адрес>
Решением УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Чиналиевой З.Б. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено на основании п. «в» ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии с п. "в" ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» приобретение гражданства не допускается в отношении лиц, которые использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В заявлении о приеме в гражданство предусмотрена дача подписки о том, что лицо подтверждает подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных. Кроме того, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства подлежит отмене, если лицо представило подложные документы, либо недостоверные сведения. Все эти нормы гарантируют соблюдение установленного порядка подачи документов по вопросам гражданства. При этом сам факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Под предоставлением заведомо ложной информации следует понимать сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными
Сведения, указываемые заявителем, относятся к его анкетным (биографическим) данным, семейному положению, образованию, трудовой деятельности, прохождении военной или альтернативной гражданской службы, привлечению к уголовной ответственности и пр.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. № 338/97 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, который регулирует порядок проведения выездной проверки.
Проверкой является совокупность действий должностных лиц подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел Российской Федерации, связанных с контролем за исполнением требований миграционного законодательства Российской Федерации проверяемым объектом в связи с нахождением иностранного гражданина на территории Российской Федерации, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проверки (п. 4 Административного регламента).
В соответствии с п. 20 Административного регламента, исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда включает в себя следующие административные процедуры: принятие решения о проведении проверки; издание соответствующего распоряжения; подготовка к проведению проверки; осуществление проверки; подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом должностного лица или законного представителя объекта проверки; принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении проверки (п. 24 Административного регламента).
В силу п. 21 Административного регламента, выездная проверка может осуществляться в местах проживания (пребывания) иностранных граждан.
Выездная проверка по контролю за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), а также в местах фактического осуществления трудовой деятельности проводится сотрудниками подразделения системы ФМС России по месту фактического либо установленного по имеющимся сведениям о миграционном учете места проживания (пребывания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также места фактического осуществления им трудовой деятельности (п. 22.1.2 Административного регламента).
Пунктом 37 Административного регламента установлена последовательность действий при проведении выездной проверки. Согласно указанному пункту, направление (вручение) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект.
Материалами дела подтверждается, что с целью проверки фактического проживания иностранного гражданина инспектором отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Ханты-Мансийске Садыковой Р.Ш. ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 00 мин. опрошена гражданка Туснолобова Наталья Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации № выданный ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в г. Ханты-Мансийске (рапорт инспектора отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Ханты-Мансийске Садыковой Р.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ).
Из объяснения Туснолобовой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что она совместно с семьей проживает по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ, с Чиналиевой З.Б. незнакома и никогда ее не видела, по адресу <адрес> Чиналиева З.Б. ни когда не проживала.
Повторный выезд был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в 18 ч. 45 мин., согласно рапорта инспектора отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Ханты-Мансийске Садыковой Р.Ш., Чиналиева З.Б. по адресу постановки на миграционный учет отсутствовала.
Согласно рапорта от ДД.ММ.ГГГГ инспектора отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Ханты-Мансийске Садыковой Р.Ш., очередная проверка по адресу: <адрес> проводилась ДД.ММ.ГГГГ в 20 ч. 10 мин., гражданка Чиналиева З.Б. по адресу постановки на миграционный учет отсутствует, мероприятия по розыску Чиналиевой З.Б. для составления протокола в соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ результатов не дали.
Представителем заинтересованного лица УФМС России по ХМАО-Югре представлено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП Захарчук Н.В., по адресу: <адрес> с целью проверки имеющейся информации о нарушениях законодательства в сфере миграции.
В ходе проверки взяты объяснения у Амоян А.С., является управляющим в магазине, принадлежащем Амоян Т.А., который расположен по адресу: <адрес>. Чиналиева З.Б. ему не знакома, договор аренды нежилого помещения с ней не заключался, по указанному адресу она не проживает.
Из объяснений Ткаченко Н.П. усматривается, что она работает у ИП Захарчук Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю принадлежит склад по адресу: <адрес> Чиналиева З.Б. на указанной территории не проживает.
Представлено свидетельство о регистрации права собственности на складское сооружение общей площадью 348,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на имя Розман Л.Б., договор аренды здания, сооружения от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Розман Л.Б. и ИП Захарчук Н.В.
Также представителем заинтересованного лица представлена фототаблица к материалам проверки территории расположенной по указанному адресу.
Учитывая, что решение по заявлению Чиналиевой З.Б. принято начальником УФМС России по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ, а распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки вынесено ДД.ММ.ГГГГ, суд не может принять во внимание в качестве обоснования законности принятого решения представленные материалы проверки.
Возражая против установленных УФМС России по ХМАО-Югре обстоятельств, заявитель, в порядке ст. 56 ГПК РФ, представил суду следующие доказательства.
Так, заявителем представлен договор аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Черевко Д.И. и Чиналиевой З.Б. Предметом договора является помещение общей площадью 21 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> арендатор имеет право распоряжения помещением с целью проживания.
Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ помещение передано арендатору.
В судебном заседании допрошен в качестве свидетеля Черевко Д.И., который пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка и помещения по адресу: <адрес>. Свидетель подтвердил, что между ним и Чинилиевой З.Б. заключен договор аренды помещения с целью проживания. Чиналиева З.Б. проживала в предоставленном по договору аренды помещении, там находилось её имущество, личные вещи.
Согласно имеющегося в материалах дела свидетельства серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Черевко Д.И. является собственником земельного участка, общей площадь. 685 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена Берсенёва Д.А., которая пояснила, что работает в организации, снимающей одно из помещений по адресу: <адрес>. В данном здании расположено много офисов, склад. С заявителем свидетель знакома, подтвердила, что в ДД.ММ.ГГГГ Чиналиева З.Б. проживала в указанном здании. Сотрудников УФМС России по ХМАО-Югре, проводивших проверку, свидетель не видела.
Пунктом 57 Административного регламента установлено, что при проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать от представителя проверяемого объекта: документы о его государственной регистрации и иные сведения, установленные законодательством Российской Федерации; сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу; документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства Российской Федерации в отношении иностранных граждан и иностранных работников; иные документы и сведения, необходимые для целей проверки.
Судом установлено, что в здании, находящемся по адресу: <адрес>, расположены различные офисы, складские помещения. Однако в ходе проверки сотрудниками УФМС России по ХМАО-Югре не в полном объеме собраны и изучены документы, сведения и информация, исследование которых необходимо для достижения целей проверки, принятия законного и обоснованного решения.
Суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение УФМС России по ХМАО-Югре порядка проведения внеплановой выездной проверки, установленного п. 37 Административного регламента. Так, не представлены доказательства вручения собственнику проверяемого объекта распоряжения о проведении проверки, вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта, ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки, протокол осмотра. В нарушение требований п. 37 Административного регламента, лицо в отношении которого проводилась проверка Чиналиева З.Б. о проведении проверки уведомлена не была, с результатами проведения проверки не ознакомлена, тогда как в заявлении о приеме в гражданство имеются сведения дающие возможность информировать заявителя (номер сотового телефона, адрес места работы заявителя).Проверка проведена с нарушением установленного законом порядка, требований Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что УФМС России по ХМАО-Югре не представлены доказательства достоверно подтверждающие наличие оснований для принятия решения об отказе Чиналиевой З.Б. в приеме в гражданство Российской Федерации, решение УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № об отклонении заявления Чиналиевой З.Б. подлежит отмене как незаконное.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление Чиналиевой Залымбубу Байысбековны об оспаривании решения по вопросам гражданства Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, удовлетворить.
Решение Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № об отклонении заявления Чиналиевой Залымбубу Байысбековны отменить, как незаконное.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено судом 09 марта 2011 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.Ф. Голубева