Решение (на отказ в регистрации кандидата)



Гражданское дело № 2-587/11 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 года г.Ханты-Мансийск ХМАО Тюменской области

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО Тюменской области в составе:

Председательствующего судьи Клименко Г.А.

при секретаре Нечаевой Т.А.

с участием : прокурора Зубрилова А.А., заявителя Сакк В.С., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-587/11 года по заявлению Сакк Виталия Сергеевича к Территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии <адрес> по многомандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва,

у с т а н о в и л :

Заявитель Сакк Виталий Сергеевич обратился в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии <адрес> по многомандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва. Требования мотивированы тем, что заявитель является выдвинутым кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва по многомандатному избирательному округу № на основании поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Территориальную избирательную комиссию <адрес>, которой в исполнения своих полномочий были совершены следующие действия, нарушающие избирательные права Сакк В.С. Выборы депутатов Думы <адрес> пятого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель ДД.ММ.ГГГГ в порядке самовыдвижения выдвинул свою кандидатуру в депутаты вышеуказанной Думы по многомандатному избирательному округу № с представлением в Территориальную избирательную комиссию <адрес> соответствующих документов, решением которой ДД.ММ.ГГГГ заявителю в регистрации кандидатом в депутаты было отказано на том основании, как указано в решении: не представлены или представлены с несоблюдением требований действующего законодательства ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 -ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.5 и п.8 ст.3.1, п.1, п.1.1 ст.4, п.2 ст.8.1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года № 35-ОЗ " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в ХМАО-Югре": подписные листы кандидата изготовлены в нарушение формы, утвержденной законом ; письменное уведомление о создании своего избирательного фонда ( открытие избирательного счета) ; нотариально заверенный список лиц и их сведений, осуществляющих сбор подписей ; первый финансовый отчет ; количество подписей не соответствует нормам установленным законом ; в соответствии с итоговым протоколом рабочей группы Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о проверке подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в подписных листах № выявлено отсутствие сведений ( дата рождения) у лица, осуществляющих сбор подписей. Заявителем в ТИК <адрес> были представлены соответствующие документы для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты : в том числе : подписные листы в поддержку выдвижения кандидата, что подтверждается записью в п.6 справки о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ ; письменное уведомление о создании своего избирательного фонда ( открытие избирательного счета)- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ; первый финансовый отчет-п.3 справки о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ. О дате, времени и месте проведения комиссии и проверки подписных листов комиссия, определяющая результаты обязана сообщить заинтересованному лицу. На которую, заявитель как кандидат в депутаты Думы <адрес> не был приглашен, а соответственно не извещен надлежащим образом, что лишило его возможности выполнить требования избирательной комиссии. До настоящего времени заявителю не передан итоговый протокол рабочей группы по окончании проверки подписных листов. Заявитель просит суд об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии <адрес> по многомандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва.

В судебном заседании заявитель Сакк В.С. требования поддержал в полном объеме, дав пояснения согласно поданного заявления.

Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования Сакк В.С. не признал, суду пояснил, что Сакк В.С. представил документы на регистрацию в ТИК. После представления документов назначается заседание рабочей группы по проверке представленных документов и подписей. Так как Сака В.С. в <адрес> не было, уведомление о заседании рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ было передано его представителю ФИО6, который на заседание рабочей группы не явился и после заседания протокол проверки подписных листов не получал. Ни каких требований к кандидату на заседании рабочей группы не было. Рабочая группа просто признала все подписи кандидата недействительными, в связи с различными нарушениями. Факт признания всех подписей недействительными заявителем не оспаривается. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему :

В соответствии со ст.32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со ст.259 ГПК РФ, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями ( бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

Решением Думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ " О назначении выборов депутатов Думы <адрес> пятого созыва", назначены выборы депутатов Думы <адрес> пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Сакк Виталию Сергеевичу отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> пятого созыва по многомандатному избирательному округу №.

Суд не находит оснований для отмены вышеуказанного постановления по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ Сакк В.С. представил в Территориальную избирательную комиссию 9 подписных листов, содержащих 44 подписей избирателей в поддержку кандидата.

ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа по проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами в депутаты Думы <адрес> пятого созыва установила, что, что Сакк В.С. представил документы для регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва с нарушениями ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 -ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.5 и п.8 ст.3.1, п.1, п.1.1 ст.4, п.2 ст.8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-ОЗ " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре": подписные листы кандидата изготовлены в нарушение формы, утвержденной законом ; отсутствие письменного уведомления о создании своего избирательного фонда ( открытие избирательного счета) ; отсутствие нотариально заверенный список лиц и их сведений, осуществляющих сбор подписей ;отсутствует в машиночитаемом виде первый финансовый отчет ; количество подписей не соответствует нормам установленным законом ; в соответствии с итоговым протоколом рабочей группы Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о проверке подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в подписных листах № выявлено отсутствие сведений ( дата рождения) у лица, осуществляющих сбор подписей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Согласно п.5 ст.3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, кандидат обязан составить список лиц, осуществляющий сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения об этих лицах, их подписи и представить его в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами для регистрации кандидата. Оплата работ, услуг по нотариальному удостоверению указанного списка осуществляется из избирательного фонда соответствующего кандидата.

Однако, заявитель Сакк В.С. не представил в Территориальную избирательную комиссию <адрес> нотариально удостоверенные сведения об лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, их подписи, вместе с документами для регистрации кандидата.

Как пояснил Сакк В.С., сбор подписей избирателей он осуществлял лично сам. При обращении в нотариальную контору, ему было отказано в удостоверении сведений об Сакк В.С.

Данные доводы Сакк В.С. ничем не подтверждены и не доказаны.

Согласно п.8 ст.3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.

Как видно из подписных листов №, папка №, в нарушение действующего законодательства, не указана дата рождения лица, осуществляющего сбор подписей.

Кроме того, в подписных листах не указанное наименование муниципального образования на выдвижение кандидатом.

В нарушение п.1 и п.1.1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, заявителем не представлено письменное уведомление о создании своего избирательного фонда ( открытие избирательного счета).

В нарушение п. 2 статьи 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, заявителем не представлено на бумажном носителе и в машиночитаемом виде первый финансовый отчет.

В соответствии со ст. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Избирательная комиссия для проведения проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, и подписей избирателей может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (подпункт 44 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), а под недостоверной подписью - подпись, выполненная от одного лица другим лицом (подпункт 45 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Согласно ст.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

В силу ст.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

Таким образом, дата рождения предполагает указание числа, месяца и года рождения.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Ханты-Мансийского автономного округа " О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 18 июня 2003 года № 55-оз, предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия, осуществляющая регистрацию кандидата, списка кандидатов, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии со статьями 22-24 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.

Таким образом, уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.

Поскольку законодатель не допускает возможность восполнения сведений о лицах, заверивших подписные листы с подписями избирателей, после представления их на регистрацию в Территориальную избирательную комиссию, действия Территориальной избирательной комиссии <адрес> по не извещению кандидата об этих нарушениях не противоречат требованиям избирательного законодательства, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Центральной избирательной комиссии N № от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Судом установлено, что в данных о лице, осуществляющем сбор подписей, Сакк Виталий Сергеевич в подписных листах № не указаны дата рождения в данных о лицах, осуществляющих сбор подписей.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает необходимым отказать заявителю Сакк В.С. в удовлетворении требований об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> по выборам депутатов Думы <адрес> пятого созыва по многомандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва по многомандатному избирательному округу №

Доводы заявителя Сакк В.С. о не участии в заседании рабочей группы, что лишило его возможности выполнить требования избирательной комиссии, не могут быт приняты судом во внимание, так как ни каких требований к кандидату на заседании рабочей группы не было. Рабочая группа по проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами в депутаты Думы <адрес> пятого созыва признала все подписи кандидата Сакк В.С. недействительными, в связи с различными нарушениями действующего законодательства.

Кроме того, Территориальной избирательной комиссией <адрес> были вручены извещения № о проведении заседания рабочей группы Территориальной избирательной комиссии <адрес> о проверке подписей представленных для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и соответствующих им сведений и № о заседании Территориальной избирательной комиссии <адрес> представителю Сакк В.С. -ФИО6, действовавшему по доверенности Сакк В.С., так как Сакк В.С. не было в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт не оспаривает заявитель Сакк В.С., подтверждающий свое отсутствие в <адрес>.

С учетом изложенных обстоятельств дела, суд считает, что заявление Сакк Виталия Сергеевича к Территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии <адрес> по многомандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Сакк Виталия Сергеевича к Территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии <адрес> по многомандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение пяти дней, с подачей кассационной жалобы и представления через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 февраля 2011 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Федеральный судья

Ханты-Мансийского районного суда : Г.А.Клименко.