Решение 9признание права на материнский капитал)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ханты-Мансийск 16 марта 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Жуковской О.В..

с участием:

истца Чумак И.В.,

представителя ответчика Сусловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-671/11 по иску Чумак Инны Викторовны к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании права на материнский капитал из расчета на троих детей и возложении обязанности выдать сертификат на материнский капитал в соответствующим размере,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чумак И.В. обратилась в Ханты-Мансийский районный суд к ответчику Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО - Югре с исковым заявлением о признании права на получение материнского капитала из расчета на троих рожденных детей, обязании выдать сертификат на получение материнского капитала в соответствующем размере.

Свои требования мотивировала тем, что является матерью пятерых детей. В ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась тройня и ответчиком был выдан истцу сертификат на получение материнского капитала из расчета на одного ребенка. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о выдаче материнского капитала из расчета на троих детей, однако в удовлетворении заявления было отказано с указанием на то, что истец не имеет права на материнский капитал из расчета на троих рожденных детей. При этом с ДД.ММ.ГГГГ истец является лицом имеющим право на соответствующие дополнительные меры государственной поддержки, в том числе на получение материнского капитала, так как до ДД.ММ.ГГГГ являлась матерью 2-х детей, а ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась тройня. Согласно п.7 ст.3 федерального закона РФ № 256-ФЗ от 19.12.2006. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительную государственную поддержку у женщин возникает при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения. Таким образом, истец как мать тройни имеет право на получение материнского капитала из расчета на троих детей, так как данное право возникает со дня рождения третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения предыдущего ребенка. Следовательно истец имеет право на получение материнского капитала при рождении третьего ребенка, четвертого и пятого. Считает, что выплата материнского капитала на одного ребенка при фактическом рождении тройни и при условии, что в семье уже воспитывается двое ранее рожденных детей, противоречит Конституции РФ, так как выплата материнского капитала из расчета на одного ребенка (при фактическом рождении тройни) ставит такую семью в неравное положение по сравнению с той семьей, в которой родился один третий ребенок, так как третий ребенок (один), родившийся в семье с двумя детьми, например при оплате образования имеет преимущество перед тремя детьми (тройней), рожденными в другой семье, имеющей также двух детей.

Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, на удовлетворении искового заявления настаивает.

Представитель ответчика Суслова Д.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду дополнительно пояснила, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении третьего или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а не при рождении каждого последующего ребенка (третьего, четвертого и т.д.).

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных материалов дела, согласно свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ Мякишева И.В. является матерью ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15,21).

Как усматривается из свидетельства о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ Мякишевой И.В. была присвоена фамилия Чумак (л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ у истца родилось трое детей: ФИО7; ФИО8; ФИО9, что подтверждается свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии №, а также медицинскими свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии № (л.д.16-18, 24-26).

На основании решения ГУ-УПФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный сертификат серии № на получение материнского (семейного) капитала в размере 343 378 рублей 80 копеек (л.д.22-23).

Впоследствии уведомлением ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.Ханты-Мансийске № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в повторном предоставлении государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал на каждого из рожденных ДД.ММ.ГГГГ детей (л.д.27).

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 26.12.2006. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) в дополнение к основным мерам социальной защиты устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает право женщин на их получение.

Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей.

Согласно п.1,2 ч.1 ст.3 Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Частью 7 статьи 3 Федерального закона установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Доводы искового заявления основываются на вышеуказанной правовой норме, вместе с тем, приводя ее в обоснование своих требований, истец неправильно толкует смысл и содержание приведенных положений закона.

Так, качестве формального основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей).

Определяя рождение ребенка в качестве основания возникновения предоставленных Федеральным законом прав, законодатель, связывает возникновение права матери ребенка на получение материнского капитала исходя из двух критериев: количества рожденных матерью детей и реализации (не реализации) матерью своего права на получение сертификата на материнский капитал ранее, то есть на ранее родившихся детей.

Из анализа определенной законодательством конструкции предоставления указанных дополнительных мер государственной поддержки следует однозначный вывод о том, что право на их получение возникает единожды - у женщин, родивших второго ребенка, или у женщин, родивших третьего ребенка или последующих детей, если при рождении второго ребенка они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Принимая вышеназванный Федеральный закон в целях формирования системы мер, реализация которых направлена на стимулирование рождаемости, законодатель оговаривает, что за основание предоставления средств материнского капитала принимается рождение второго или последующего ребенка в семье, а не каждого последующего ребенка, вопреки мнению истца.

Таким образом, право на материнский (семейный) капитал возникает единовременно не только в случаях рождения у матери уже имеющей двух детей, третьего ребенка или последующих детей, но и в случае рождения двойни или более детей, исходя из факта рождения третьего ребенка.

Доводы истца, о том, что сумма материнского капитала, на который она может претендовать, подлежит расчету исходя их числа рожденных после второго ребенка детей, то есть на третьего, четверного, пятого и т.д. основываются на неправильном понимании положений ст. 3 Федерального закона и противоречат смыслу ст. 6 Федерального закона, согласно которой размер материнского (семейного) капитала устанавливается в 250 000 рублей, ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции, корректируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, то есть не связан с числом детей, находящихся на попечении получателей сертификата на материнский капитал.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и представляет собой именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки (п.2 ст. 3, ч. 1 ст. 5 Федерального закона). Исчисление же объема удостоверенным сертификатом мер государственной поддержки осуществляется в указанном выше порядке.

Истец на момент рождения тройни правом на предоставление дополнительных мер государственной поддержки не пользовалась, в связи с чем, имеет право на получение материнского капитала на любого из родившихся в тройне детей (третьего, четвертого или пятого), но не на каждого из них одновременно.

Получив сертификат на материнский капитал на третьего родившегося ребенка Чумак И.В. утрачивает право на получение сертификата в отношении четвертого и пятого детей, так как становится лицом, воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Иное толкование и правоприменение приведенных выше положений закона будет противоречить Конституции Российской Федерации в отношении ее статей 6, 19 и 39, поскольку в зависимости от момента рождения третьего и последующего ребенка, при одновременном рождении тройни, поставит возможность получения женщиной родившей тройню значительно больших средств государственной поддержки, нежели женщиной, родившей третьего, четвертого и пятого ребенка по окончании самостоятельных беременностей, что нарушит принцип социального равенства граждан.

В судебном заседании достоверно установлено, что истцу в соответствии с действующим законодательством уже был выдан государственный сертификат на получение материнского капитала, соответственно у истца отсутствуют основания для каких-либо дополнительных мер государственной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чумак Инны Викторовны к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании права на материнский капитал из расчета на троих детей и возложении обязанности выдать сертификат на материнский капитал в соответствующим размере - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 21 марта 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда И.В. Бакшеев