Решение (обжалование действий)



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск 2 марта 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Нечаевой Т.А.,

с участием : истца Юрковой Т.А., представителя ответчика Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Сусловой Д.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-616/11 по исковому заявлению Юрковой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

Истец Юркова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении досрочной пенсии ей было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующей учреждении. Ответчик не засчитал истице в стаж педагогической деятельности период работы воспитателем детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что не включение указанного периода в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность, неправомерным.

Истец Юркова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Суслова Д.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и суду пояснила, что истицей не представлено доказательств того, в чем заключалась специфика работы Юрковой Т.А. в детском комбинате Усть-Ишимского леспромхоза.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования обоснованные и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям : |

В соответствии с п.п. 19. п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно статье 77 ранее действовавшего Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

В соответствии со статьями 80 и 83 того же Закона пенсия в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а необходимых случаях а правила исчисления выслуги и назначения пенсий" утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В силу ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогический деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Из этого следует, что по постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении" педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 того же Постановления, Правила, утвержденные этим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (с изменениями от 20 марта 2000 г., 1 февраля 2001 г.) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Этим же Постановлением установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления.

Между тем Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых было принято Постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей.

Данный вывод подтверждается положением статьи 55 Федерального закона "Об образовании" (в редакции от 7 августа 2000 г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Согласно статьям 8 и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом.

Из этих конституционных положений следует, что все субъекты права собственности должны иметь одинаковые возможности защиты данного права и связанных с ним законных интересов без каких-либо ограничений, которые в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законом только для достижения конституционно значимых целей и должны быть соразмерны им.

По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятном) воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, статья 80 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, притом, что закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях.

Статья 236 КЗоТ РСФСР устанавливала, что обязательному государственном) социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодеке;» Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.

Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается и работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся педагогические работники любых, в том числе частных, школ и других учреждений для детей.

Таким образом, пенсии за выслугу лет в настоящее время предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни ТК РФ, ни Законы Российской Федерации "О трудовых пенсиях в РФ» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, а в частности дошкольное учреждение детский комбинат Усть-Ишимского леспромхоза имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений и следовательно, периоды работы Юрковой Татьяны Анатольевны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работала в должности воспитателя детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза, должны быть зачтены в выслугу, дающую право па пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Судом установлено, что в спорные периоды Юркова Т.А. работала воспитателем детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза. Это подтверждается материалами дела: записью № в трудовой книжке Юрковой Т.А. (л.д. 22), согласно которой ДД.ММ.ГГГГ истица приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность воспитателя в детский комбинат Усть-Ишимского леспромхоза.

Согласно архивных справок следует, что истице предоставлялся очередной отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.29-33).

Таким образом, суд считает, что Юркова Т.А. имеет право на зачисление периодов работы в должности воспитателя детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза в специальный трудовой стаж для начисления пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку она фактически работала в должностях: учреждениях предусмотренных Списком.

Периоды работы Юрковой Т.А. в должности воспитателя детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза составляют с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из пояснений истицы, которая в суде пояснила, что она действительно работала воспитателем в Усть-Ишимском детском комбинате, в её обязанности входило воспитание и обучение детей дошкольного возраст - никакого различия не было в деятельности детского комбината и детского сада и cуд считает, что никакого различия в формах, методах работы в детском саде, детском комбинате нет, наименование детский комбинат является ненормативным, бытовым наименование образовательного учреждения, что подтверждается постановлением ЦК КПСС и Сове) Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 « О мерах по дальнейшему развитию детски дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», а также Временным положением о дошкольном детском учреждении - ясле саде, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от; марта 1960 года, из которых следует, что наименование «детский комбинат использовалось в нарушении действующего в тот момент законодательства.

В дальнейшем наименование «ясли-сад» как обозначение одного из видов детских дошкольных учреждений сохранилось вплоть до утверждения постановление. Правительства РФ от 1.07.1995 года № 677 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором предусмотрены иные наименования дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развита) воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психической. развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Подтверждением вышеизложенного является также то, что в трудовой книжке Юрковой Т.А. наряду с записями № где указывается место ее работы «детский комбинат».

Таким образом, суд считает, что ненормативное наименование дошкольного образовательного учреждения Усть-Ишимского леспромхоза как детский комбинат являющегося фактически детским садом, не может служить основанием того, что периоды работы Юрковой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза не могут быть засчитаны в выслугу лет Юрковой Т.А. дающих ей право на льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью, по тем основаниям, что наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Постановлением Правительства РФ, и выше указанные периоды работы истицы в должности воспитателя детского комбината суд засчитывает в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, дающей право на пенсию за выслугу лет.

Согласно ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено в судебном заседании истец Юркова Т.А. с письменным заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд не обращалась. Специалистами пенсионного фонда ей была дана консультация по поводу сбора документов. Поэтому требование истицы о назначении ей пенсии с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, учитывая то обстоятельство, что закон или нормативный акт, содержащий нормы трудового права, обратной силы не имеет, применяется к отношениям возникшим после введения его в действия, суд удовлетворяет требования Юрковой Т.А. и засчитывает ей в выслугу лет, дающие право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью периоды ее работы в должности воспитателя детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На день рассмотрения данного иска, истица Юркова Т.А. имеет 25 летний стаж педагогической работы, поэтому суд считает, что она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, истице следует назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с 25 летним стажем педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента обращения в пенсионный фонд с письменным заявлением.

Также с ответчика в пользу Юрковой Т.А. следует взыскать возврат госпошлины в сумме 200 рублей согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Юрковой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии, удовлетворить частично.Обязать Государственное учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре включить Юрковой Татьяне Анатольевне в специальный педагогический стаж период работы в должности воспитателя детского комбината Усть-Ишимского леспромхоза период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в пользу Юрковой Татьяны Анатольевны 100 рублей возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 марта 2011 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Федеральный судья

Ханты-Мансийского районного суда : Г.А.Клименко.