Решение (обязать выдать разрешение на строительство)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 марта 2011 года г.Ханты-Мансийск

Тюменская область

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием заявителя, представителя органа, чьи действия обжалуются Романовой М.И., предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 315,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-696/11 по заявлению Кузнецовой Татьяны Витальевны о признании незаконным решение Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, об обязании выдать разрешение на строительство дома,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Кузнецова Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> об обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение путем выдачи разрешения на строительство дома.

Требования заявителя мотивированны тем, что является собственником земельного участка, находящегося на нем дома <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ исх.№ № отказано в выдаче разрешения на строительство дома, при этом сослался на то, что согласно правил землепользования и застройки г.Ханты-Мансийска, утвержденных решением № от ДД.ММ.ГГГГ). Полагает, что как собственник, может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Заявитель в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ уточнила требование, просит незаконным решение Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ № об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, об обязании выдать разрешение на строительство дома.

Представитель заинтересованного лица - Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Романова М.И. полагает решение их органа законным, соответствующим полномочиям, предусмотренным п.11 ст.51 ГрК РФ, поскольку в зоне, в которой расположен земельный участок заявителя, не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Без внесения изменений в градостроительный план, утвержденный правилами землепользования и застройки, Департамент обязан отказать в выдаче разрешения на строительство. Обжалуемый заявителем отказ в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ № фактически является разъяснением отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№.

Заслушав позицию сторон, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд считает требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что у Кузнецовой Т.В. возникло право собственности на жилой дом, на земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> 16 для обслуживания жилого дома, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из карточки личного приема граждан ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Т.В. обратилась в Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>

Согласно ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Пунктом 3 ст.85 ЗК РФ установлено субъектам прав на землю предоставлено право самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования участка (без предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями или должностными лицами), то есть конкретной цели его использования.

ДД.ММ.ГГГГ исх№ заявителю отказано в выдаче соответствующего разрешения, на основании п.3 ст.37 Градостроительного Кодекса РФ, пояснив отказ тем, что земельный участок заявителя находится в санитарно-защитной зоне от объектов теплоснабжения (котельная), гаражного массива, стадиона на пять тысяч зрителей, в зоне среднеэтажной застройки, согласно Правил землепользования и застройки территории г.Ханты-Мансийска, где основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства многоквартирных жилых домов.

Считая указанный отказ незаконным, Кузнецова Т.В. обратилась в суд с заявлением о его обжаловании.

В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, или создаются препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При этом в силу ст.249 ГПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на органе, который его принял.

Отказ Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска мотивирован несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана.

Согласно ст.44 Градостроительного Кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Согласно градостроительного плана в г.Ханты-Мансийске, утвержденного приказом Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска от 14 октября 2008 года № 319, земельный участок по <адрес> относится к зоне строительства многоквартирных жилых домов, объектов административно-делового, социально-бытового, торгового, спортивного назначения, объектов общественного питания, здравоохранения, парковки, объектов спортивного назначения..

В соответствии с ч.1 ст.19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст.36 Градостроительного Кодекса РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Таким образом, Правила землепользования и застройки территории г.Ханты-Мансийска с размещением зоны автомобильного транспорта приняты в противоречие с ранее установленным, неотмененным правовым режимом спорного земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю для обслуживания существующего жилого дома, противоречат требованиям ст.19 ГрК РФ, составлены в противоречии с полномочиями органа местного самоуправления муниципального района.

Согласно ч.2 ст.11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акты, имеющие наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции РФ, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Пунктом 3 ст.85 ЗК РФ установлено право собственникам земельного участка самостоятельного выбора любого разрешенного использования земельного участка без необходимости предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями и должностными лицами.

В силу ст.280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Право заявителя на земельный участок не обременено регистрацией решения об изъятии участка.

В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Таким образом, суд не усматривает оснований в отказе в выдаче разрешения на строительство одноквартирного жилого дома на указанном земельном участке.

Из представленного технического паспорта на жилой дом <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составляет 64 %.

В соответствии с актом Государственной жилищной инспекции № о результате проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с физическим износом технические условия жилого <адрес> не соответствуют эксплуатационным характеристикам здания в целом, которые привели к снижению надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций жилого помещения и благоприятных условий проживания в нем.

На основании заключения комиссии для оценки жилых помещений, назначенной постановлением администрации г.Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> признан непригодным для проживания.

Отказ в выдаче разрешения на строительство противоречит вышеприведенным нормам права, ведет к нарушению жилищных прав заявителя, созданию реальной угрозы её жизни и здоровью.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>

Из содержания ст.ст.1, 2 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска выдать Кузнецовой Т.В. разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 249, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кузнецовой Татьяны Витальевны удовлетворить.

Признать отказ Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- незаконным.

Обязать Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска выдать Кузнецовой Татьяне Витальевне разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова

копия верна:

судья А.А.Литвинова