Решение (отказ в регистрации кандидата)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск 28 февраля 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Вихровой Е.А.,

с участием:

заявителя Колмаковой И.А.

представителя избирательной комиссии ХМАО - Югры Горькова Н.В.

представителя территориальной избирательной комиссии г. Ханты-Мансийска Арасланова С.Н.

прокурора Зубрилова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-721/11 по заявлению Колмаковой Ирины Александровны об отмене постановления Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." и защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Колмакова И.А. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, мотивируя свои требования тем, что представила в территориальную избирательную комиссию г. Ханты-Мансийска документы, необходимые для регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва, однако решением указанной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. в регистрации ей было отказано в связи с отсутствием заявления о согласии избирательному объединению, отсутствием сведений об изменении в данных о кандидате, отсутствием сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Не согласившись с принятым решением, Колмакова И.А. обжаловала его в порядке подчиненности в избирательную комиссию ХМАО - Югры, вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении ее заявления вышестоящей избирательной комиссией отказано. Полагает, что принятое по ее заявлению постановление избирательной комиссии ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." противоречит действующему законодательству, так как все документы, связанные с финансовой отчетностью кандидата ей были представлены в территориальную избирательную комиссию. Об отсутствии документа, называемого "сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата" до рассмотрения вопроса о ее регистрации территориальной избирательной комиссией г. Ханты-Мансийска она уведомлена не была, неполноту представленных сведений устранить не могла, что нарушило ее избирательные права. Избирательная комиссия ХМАО - Югры данные обстоятельства при рассмотрении ее жалобы не учла. Просит суд отменить постановление избирательной комиссии ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." в части признания обоснованным отказа в регистрации ее кандидатом в депутаты Думы города Ханты-Мансийска на основании отсутствия документа называемого "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата" и обязать избирательную комиссию ХМАО - Югры принять решение об обязывании избирательной комиссии города Ханты-Мансийска зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу №.

В судебном заседании заявитель требования поддержала, дала пояснения согласно доводов заявления.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии ХМАО - Югры Горьков Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что обжалуемое постановление напрямую не затрагивает избирательных прав заявителя, так как не создает ей препятствий для реализации избирательных прав и не возлагает на ее каких-либо обязанностей. Считает, что избирательное законодательство запрещает представлять выдвинутым кандидатам дополнительные документы после их представления в избирательную комиссию и у территориальной избирательной комиссии г. Ханты-Мансийска отсутствовали основания для уведомления Колмаковой И.А. о содержащихся в представленных документах неточностях, так как отсутствие документов как таковых не является неточностью сведений. Вопрос о применении п.п. 1.1 ст. 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обсуждался избирательной комиссией при принятии оспариваемого постановления, однако данный довод был отвергнут в связи с разъяснениями Центральной избирательной комиссии РФ в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ., где указано, что в объем уточнения представленных кандидатом сведений не входят действия по предоставлению дополнительных документов, не представленных при выдвижении кандидата.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. Ханты-Мансийска Арасланов С.Н. в судебном заседании показал, что поданное заявление является необоснованным, так как его предмет сформулирован заявителем не верно, с подменой понятий, используемых избирательным законодательством. Считает, что принятое избирательной комиссией автономного округа постановление не подлежит отмене, так как является законным.

Суд, заслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав в совокупности письменные материалы дела, а также доказательства, не находит оснований к удовлетворению поданного заявления исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании решением Думы г. Ханты-Мансийска № от ДД.ММ.ГГГГ. "О назначении выборов депутатов Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва" назначены выборы депутатов Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ (далее - выборы).

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ. сформирована территориальная избирательная комиссии города Ханты-Мансийска.

Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ. на территориальную избирательную комиссию города Ханты-Мансийска возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Ханты-Мансийска № от ДД.ММ.ГГГГ. "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу № Колмаковой Ирины Александровны" заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты в соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Основанием к тому послужило отсутствие в представленных Колмаковой И.А. документах для выдвижения и регистрации кандидатом следующих документов: заявление о согласии избирательному объединению; сведения об изменениях в данных о кандидате; сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.

Не согласившись с принятым решением Колмакова И.А. ДД.ММ.ГГГГ. обжаловала его в избирательную комиссию ХМАО - Югры.

Постановлением избирательной комиссии ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." жалоба Колмаковой И.А. оставлена без удовлетворения, отказ территориальной избирательной комиссии в регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Ханты-Мансийска пятого созыва признан основанным на законе.

Как следует из положений ст. 75 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд, либо в вышестоящую избирательную комиссию в порядке подчиненности (п. 1, 7, 8 статьи).

Согласно п. 5 названной статьи суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.

В соответствии с п. 2 ст. 78 означенного выше закона, ч. 2 ст. 260 ГПК РФ решение комиссии об отказе в регистрации кандидата подается в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

Вместе с тем, заявителем постановление территориальной избирательной комиссии города Ханты-Мансийска № от ДД.ММ.ГГГГ. "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу № Колмаковой Ирины Александровны" не обжалуется, требований о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии города Ханты-Мансийска не заявляются.

В силу ч. 3 ст. 169 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

Суд находит необоснованным мнение представителя избирательной комиссии автономного округа о том, что оспариваемое постановление не затрагивает избирательных прав Колмаковой И.А., поскольку его вынесение обусловлено обязанностью избирательной комиссии рассмотреть поданную заявителем жалобу о нарушении избирательных прав и принять по нему одно из предусмотренных законом решений, корреспондирующей соответствующему праву участника избирательного процесса.

При этом, суд не находит оснований для применения пресекательного процессуального срока на защиту прав, установленного ст. 259 ГПК РФ не содержат каких-либо ограничений для участников избирательного процесса на подачу заявления об оспаривании решений избирательных комиссий, принятых в порядке подчиненности на основании поданных ими жалоб, а заявление подано в суд до истечения десятидневного срока со дня вынесения оспариваемого постановления избирательной комиссии автономного округа.

В поданном заявлении Колмакова И.А. просит отменить оспариваемое постановление в части признания обоснованным отказа в регистрации ее кандидатом в депутаты Думы города Ханты-Мансийска на основании отсутствия документа называемого "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата".

В соответствии с п. 2 ст. 33 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии с п. 1 ст. 38 данного федерального закона регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии указанных выше документов, и иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию города Ханты-Мансийска Колмаковой И.А. представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г. Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу №, копии дипломов об образовании, копия трудовой книжки, копия паспорта, сведения о доходах, фотографии. Представление указанных документов подтверждается справкой (подтверждением) о приеме документов для выдвижения кандидата от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 4 закона ХМАО от 18.06.2003. № 35-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" установлено, что для регистрации кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета.

Согласно ч. 2.1 ст. 8.1 указанного закона документами первого финансового отчета кандидата являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата (при наличии таковой).

В соответствии с п. 12 ст. 58 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

Формы перечисленных выше документов утверждены постановлением избирательной комиссии ХМАО - Югры № 380 от 17.12.2009. "Об Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Так, форма предоставления сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма № 1) составляется и подписывается кандидатом.

ДД.ММ.ГГГГ Колмаковой И.А. в территориальную избирательную комиссию города Ханты-Мансийска представлен первый финансовый отчет, копия договора о специальном избирательном счете, сведения о реквизитах специального избирательного счета, уведомление о создании избирательного фонда, сведения о поступлении денежных средств, машиночитаемый диск, что также подтверждается соответствующей справкой (подтверждением), выданной избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, представленные Колмаковой И.А. сведения о поступлении денежных средств, отраженные в п. 5 справки (подтверждении) о приеме документов для регистрации кандидата от ДД.ММ.ГГГГ. не могут быть признаны сведениями об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, в виду того, что они не соответствуют установленной форме, выданы не уполномоченным на то субъектом и не подписаны кандидатом.

Представленные кандидатом сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата, и сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата, выданные кредитной организацией, являются самостоятельными документами финансовой отчетности кандидата (форма № 4, форма № 5) и не могут расцениваться в качестве сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, в виду того, что такой учет должен вестись самим кандидатом, а не кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет (п. 2.1 вышеназванной Инструкции).

ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО "Сбербанк России" и Колмаковой И.А. заключен договор о специальном избирательном счете, предметом которого является открытие и ведение банком специального избирательного счета на имя кандидата для формирования его избирательного фонда в сроки и порядке, установленные федеральным законом, законом ХМАО от 18.06.2003. № 35-оз, и постановлением избирательной комиссии ХМАО - Югры № 380 от 17.12.2009.

Представленные Колмаковой И.А. документы о финансовой деятельности кандидата по формам № 4 и № 5 предоставляются кредитной организацией по требованию избирательной комиссии (п. 4.1 вышеназванной Инструкции, п. 2.1.1 договора о специальном избирательном счете).

Таким образом, документ - Сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата Колмаковой И.А. при предоставлении документов в территориальную избирательную комиссию города Ханты-Мансийска для регистрации ее в качестве кандидата не представлен, в том числе и на момент рассмотрения поданной жалобы в вышестоящую избирательную комиссию.

Не представлен Колмаковой И.А. в избирательную комиссию и документ -Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, что заявителем в судебном заседании не отрицалось.

Заявитель считает, что территориальная избирательная комиссия обнаружив отсутствие в среди представленных документов первого финансового отчета кандидата всех необходимых документов была обязана уведомить кандидата о неполноте представленных сведений и представить возможность внести дополнения и изменения в поданные для регистрации документы.

Суд не находит данный довод заявления убедительным, в связи с тем, что он основан не неправильном толковании норм законодательства о выборах.

В соответствии с п.п. 1.1 ст. 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Федеральный законодатель, тем самым, в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований федерального закона.

Однако из смысла приведенной правовой нормы следует, что избирательная комиссия обязана уведомить кандидата о недостатках лишь в представленных документах. Отсутствие каких-либо документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, понятием неполноты представленных сведений не охватывается, в силу того, что кандидат, не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом. Более того, федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона. Иное толкование указанных норм привело бы к созданию условий для нарушения принципа равенства кандидатов.

Таким образом, избирательная комиссия ХМАО - Югры при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." обосновано сочла невозможным применение к жалобе заявителя положений п. 1.1 ст. 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п. 6 ст. 75 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Жалоба Колмаковой И.А. в избирательной комиссии автономного округа рассмотрена в соответствии указанным порядком.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит постановление Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." законным.

В силу ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Колмаковой Ирины Александровны об отмене постановления Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № "О жалобе Колмаковой И.А." и обязывании Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принять решение об обязывании избирательной комиссии города Ханты-Мансийска принять решение о регистрации Колмаковой Ирины Александровны кандидатом в депутаты Думы города Ханты-Мансийска пятого созыва по многомандатному избирательному округу № - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти дней со дня принятия через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 01 марта 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда И.В. Бакшеев