Решение (выплата премии)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск 10 марта 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Калининой Д.О.,

с участием:

истца Беловой А.В., представителей истца Копьева К.Д., Зеленковой Ж.Н.,

представителя ответчика Филиппович М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-777/11 по иску Беловой Александры Владимировны к Администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности по выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Истец Белова А.В. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности по выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ состояла с ответчиком в трудовых отношениях в должности специалиста-эксперта отдела муниципального заказа комитета по экономике и прогнозированию. ДД.ММ.ГГГГ. истец уволена в порядке перевода в Департамент государственного заказа ХМАО - Югры по результатам конкурса по просьбе работника. ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком издано распоряжение № о премировании по результатам работы за год. Увольнение истца носило уважительных характер, поэтому ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в адрес ответчика с заявлением, в котором просила произвести выплату премии, однако в выплате премии истцу отказано. В обоснование уважительности причины своего увольнения ссылается на то, что назначению ее на должность предшествовало проведение конкурса, а также на невозможность сохранения трудовых отношений по прежнему месту работы, так как муниципальному служащему запрещается занимать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность субъекта Российской Федерации. Считает, что в силу ст. 140 Трудового кодекса РФ право на получение работником заработной платы, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, сохраняется и после увольнения с работы. Применяемый ответчиком абз. 4 п. 6 Положения о порядке и условиях выплаты премии по результатам работы за год, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска № 339 от 28.09.2007. содержит коррупциогенные факторы и ухудшает ее положение по сравнению с положениями Трудового кодекса РФ, в связи с чем, просит обязать ответчика выплатить премию по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере трех фондов оплаты труда в сумме 215062,47 руб.

Истец, ее представители Копьев К.Д., Зеленкова Ж.Н., действующие на основании доверенности, требования иска поддержали, дали пояснения согласно доводов искового заявления.

Представитель ответчика Филиппович М.Ю., действующая на основании доверенности, с доводами истца не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, считая причину увольнения Беловой А.В. с муниципальной службы неуважительной.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. истец принята на работу в должность главного специалиста отдела муниципального заказа комитета по экономике и прогнозированию, относящуюся к должностям муниципальной службы.

ДД.ММ.ГГГГ. истец переведена на должность специалиста-эксперта отдела муниципального заказа комитета по экономике и прогнозированию в соответствии с заключенным дополнительным соглашением к трудовому договору.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. Белова А.В. уволена с занимаемой должности муниципальной службы в порядке перевода в Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по просьбе работника, п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ. Увольнение произведено на основании заявления Беловой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ., письма (отношения на перевод) директора Департамента государственного заказа ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска № от ДД.ММ.ГГГГ. "О премировании по результатам работы за год" решено выплатить премию по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере трех фондов оплаты труда муниципальным служащим в пределах общей суммы рассчитанного норматива по учреждению на выплату премий по итогам работы за год по основному месту работы.

ДД.ММ.ГГГГ. Белова А.В. обратилась в адрес Администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о выплате премии по итогам года.

ДД.ММ.ГГГГ. главой города Ханты-Мансийска истцу отказано в выплате премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ, отказ мотивирован тем, что действующими муниципальными правовыми актами выплата премий по результатам работы за год в случае увольнения в порядке перевода из Администрации города Ханты-Мансийска на государственную гражданскую службы не предусмотрена.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что причина ее увольнения является уважительной, и не может послужить основанием для лишения премии.

Согласно ст. 3 федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также указанный федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Представительным органом местного самоуправления муниципального образования г. Ханты-Мансийск является Дума города Ханты-Мансийска.

Решением Думы города Ханты-Мансийска от 28.09.2007. № 339 "О регулировании отдельных вопросов оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы" утверждено Положение о порядке и условиях выплаты премий по результатам работы за год.

Положение о порядке и условиях выплаты премии по результатам работы за год определяет порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год муниципальным служащим в муниципальном образовании город Ханты-Мансийск.

Конкретный размер премии по результатам работы за год определяется главой города Ханты-Мансийска. Премия выплачивается за фактически отработанное время.

В соответствии с п. 6 Положения, премия выплачивается муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, проработавшим неполный календарный год, в связи с увольнением с муниципальной службы по собственной инициативе, обусловленным невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения муниципальной службы (с избранием или назначением муниципального служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления, либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной организации, созданной в государственном органе, выходом на пенсию и в иных случаях увольнения по уважительным причинам.).

В соответствии с п. 8 Положения, муниципальным служащим, расторгнувшим трудовой договор (контракт) по основаниям не указанным в п. 6 Положения премия по результатам работы за год не выплачивается.

Таким образом, основание увольнения истца и причины, послужившие к увольнению, являются существенным обстоятельствам подлежащими установлению при рассмотрении настоящего дела.

Статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что основанием прекращения трудового договора является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) (п. 5).

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 69 утверждена Инструкции по заполнению трудовых книжек (далее - Инструкция), согласно которой при увольнении (прекращении трудового договора) в связи с переводом работника на другую постоянную работу к другому работодателю (в другую организацию) в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки указывается, в каком порядке осуществляется перевод: по просьбе работника или с его согласия (п. 6.1. Инструкции).

Из записи № в трудовой книжке истца серии № усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Белова А.В. уволена в порядке перевода в Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по просьбе работника (п. 5 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации).

Увольнение истца произведено администрацией г. Ханты-Мансийска на основании ее личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. с просьбой об увольнении в порядке перевода.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что увольнение Беловой А.В. с муниципальной службы осуществлено по инициативе муниципального служащего.

Закон не относит перевод на другое место работы по просьбе работника (то есть на основании его волеизъявления) к уважительным причинам увольнения.

Для признания причины увольнения работника, произведенного на основании его собственного волеизъявления, уважительной оно должно быть обусловлено объективными обстоятельствами.

Истец полагает, что такими обстоятельствами является назначение ее на должность государственной службы по результатам конкурса.

Вместе с тем, как следует из положений ст. 22 федерального закона от 27.07.2004. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступлению гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы может осуществляться по результатам конкурса. При этом признание претендента победителем конкурса не порождает между выигравшим конкурс претендентом и представителем нанимателя трудовых правоотношений и не обязывает претендента заключить служебный контракт о прохождении гражданской службы.

Поскольку прохождение по результатам проведенного конкурса на замещение должностей государственной гражданской службы предоставляет его победителю право на замещение соответствующей должности, но не затрагивает его трудовых правоотношений с прежним работодателем, признание претендента победителем конкурса не может рассматриваться в качестве объективно существующего обстоятельства, вынуждающего претендента уволиться с занимаемого места работы.

После признания истца победителем конкурса на занятие должности государственной гражданской службы у нее имелась возможность выбора остаться на муниципальной службе, либо заключить служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы.

Истец считает, что ее увольнение возможно признать обусловленным уважительной причиной исходя из не утративших своей актуальности разъяснений Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам № и Секретариата ВЦСПС № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержденного Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам № и Секретариата ВЦСПС № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что причина увольнения считается уважительной, если трудовой договор расторгнут вследствие избрания на должности, замещаемые по конкурсу.

Суд не принимает данный довод истца, потому как он основан на ошибочном понимании указанных разъяснений и оснований возникновения трудовых отношений Беловой А.В. с Департаментом государственного заказа ХМАО - Югры. Вопреки мнению истца, ее приему на государственную гражданскую службу предшествовало прохождение конкурса, что не является тождественным понятием избрания сотрудника на должность, замещаемых по конкурсу. Данные разъяснения относятся к случаям замещения выборных должностей и отдельно учтены в качестве уважительных причин увольнения в п. 6 Положения о порядке и условиях выплаты премий по результатам работы за год.

Не являются состоятельными и ссылки истца на положения ст. 129, 132 140, 178 Трудового кодекса РФ, в виду того, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе, то есть в части не урегулированной специальными нормами (ст. 11 ТК РФ).

Вопросы регулирования оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы г. Ханты-Мансийска, в том числе выплаты премии по результатам работы за год детально урегулированы приведенным выше решением Думы города Ханты-Мансийска.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Доводы о толковании ответчиком случаев увольнения по уважительным причинам в качестве исчерпывающего перечня не доказаны истцом в судебном заседании.

Довод истца о коррупциогенности п. 6 Положения о порядке и условиях выплаты премий по результатам работы за год не принимается судом во внимание, поскольку в соответствии со ст. 3 федерального закона от 17.07.2009. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов не относится к юрисдикционным полномочиям суда, и осуществляется органами прокуратуры и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Истцом не представлено суду доказательств уважительного характера увольнения, увольнение произведено по инициативе работника на основании заявления Беловой А.В., что сторонами в судебном заседании не оспаривается.

Премия по итогам работы за 2010 года начислялись и выплачивались после увольнения Беловой А.В.

Поскольку причина увольнения истца уважительной не являлась, Белова А.В. права на получении премии по итогам работы за 2010 год не приобрела, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Беловой Александры Владимировны к Администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности по выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 15 марта 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда И.В. Бакшеев